12 мая 1971 года в роддоме появились на свет сразу 3 мальчика и 2 девочки. Беременной женщине не делали УЗИ, а потому рождение сразу пятерых детей стало неожиданностью и для матери, и для врачей.
О необычном факте и о судьбе детей несколько лет писали центральные газеты. А что стало с пятерняшками спустя 50 с лишним лет?
Мы с вами в братской, как тогда говорили, Польской Народной Республике, в старинном и невероятно красивом городе Гданьск.
Обычная супружеская пара – 32-летние ровесники Бронислав и Леокадия Рыхерт. Он – военный летчик, она – продавщица. В семье подрастают двое сыновей 6 и 7 лет.
Третья беременность Леокадии проходила в плановом режиме, без неприятных неожиданностей. УЗИ не проводилось — тогда и в Польше, и в СССР подобные аппараты, только импортные, существовали в единичных экземплярах.
К изумлению врачебной бригады и самой матери на свет появились сразу 5 детей. Сначала три мальчика, потом две девочки. Рождение первого ребенка зафиксировали в 10:50, пятого – в 11:25.
Вконец обессиленная Леокадия Рыхерт даже на операционном столе не потеряла чувство юмора. Когда врачи объявили ей, что роды закончились, он слабым голосом уточнила: — Это точно всё, или я должна родить еще кого-нибудь?
Все пятеро родились недоношенными. Самый крупный мальчик весил 1780 г, самый мелкий – 1280 г. Детей пришлось поместить в инкубаторы. Однако в гданьском роддоме оказались всего 4 свободных инкубатора – в один положили сразу двух малышей.
Рождение пятерняшек стало общенациональным событием. Вся страна стала называть детей – «пеньчорачки», от польского слова «пеньч» — «пять». Впервые в польской истории и восьмой раз в мире зафиксировано появление на свет такого количества младенцев.
О рождении написали даже центральные советские газеты. А польские СМИ в течение года чуть ли не ежедневно публиковали хронику семьи Рыхерт, в которой сразу стало 9 человек.
Как и советская офицерская семья, Рыхерты жили небогато. Своего жилья не было — две комнаты в общежитии. Местные власти предоставили семье огромный дом, построенный еще в немецкое время. Родителям круглосуточно помогали прикрепленные медицинские сестры и нянечки.
Сразу несколько предприятий, производящих мебель, одежду и игрушки, объявили, что берут шефство над новорожденными. В новом доме появились три обставленные детские комнаты, две стиральные машинки, море игрушек…
Фабрика музыкальных инструментов доставила пианино. Фабрика детских колясок сделала для семьи Рыхерт эксклюзивную коляску на пять малышей.
Почетным крёстным пеньчорачек, а Польша оставалась рьяной католической страной даже во времена социализма, стал министр обороны ПНР генерал Войцех Ярузельский.
Последний в 1981 году станет правителем, как окажется последним, Польской Народной Республики (до 1989 г.). Ярузельский в середине 80-х подарит своим крестникам персональный компьютер, один из первых привезенных в Польшу.
Свалившиеся с неба материальные богатства и чрезмерное внимание разбаловали маленьких детей. Все друг с другом перессорились из-за многочисленных игрушек. Сами ничего не делали, нянечка и медсестра стали для них персональными служанками.
Два старших сына, Кшиштоф и Януш, ревнуя к популярности младших пеньчорачек, стали раздражительными и замкнутыми. Они не интересовали журналистов и общественников.
К четырем годам, Бронислав и Леокадия Рыхерт наконец-то осознали, к чему может привести подобное «воспитание». Супруги попросили прекратить нескончаемое «реалити-шоу» об их семье в газетах.
Отказались от любой материальной помощи, так как привоз в дом чего-нибудь значимого сопровождался митингами и фотосессиями – каждый чиновник или хозяйственник стремился запечатлеть себя рядом с малышами.
Медсестра отныне стала приходить в дом по графику и только для профилактического обследования, нянечек убрали. Дети наконец-то научились застилать за собой постель и убирать с кухонного стола.
Во второй половине 80-х, когда в Польше начался крах социализма, о гданьских пеньчорачках уже все забыли. В 1989 году все пятеро, только что ставшие совершеннолетними гражданами, пришли на парламентские выборы. О них сделали телесюжет, на сегодня последний.
Вспоминали о пеньчорачках в недавний юбилейный 2021-й год. По просьбе самих героев, журналисты не стали публиковать их фотографии и подробности частной жизни.
Самый первый и самый крупный из пятерняшек, Адам, тот который родился весом 1,78 кг и второй по счету, Петр, у которого был самый маленький вес, пошли по стопам отца и стали военными. Но не летчиками, а моряками.
Третий по счету, Роман, стал полицейским. Девочки Агнешка и Ева выбрали медицинские и педагогические профессии.
У всех пятерых выросли свои дети, а у некоторых — внуки. Но, ни у кого из пеньчорачек больше одного ребенка за раз не рождалось.