Американское правосудие никогда не перестанет удивлять. В любом обществе за преступление, которое совершили эти трое, их ожидало тюремное заключение, максимум в 10 лет.
Но роковую роль сыграл цвет кожи подсудимых. Сегодня миллионы американцев требуют пересмотреть приговор…
Мы в США, в штате Джорджия, одном из оплотов расовой сегрегации — раздельного существования белых и темнокожих.
Это сегодня в Америке «жизни черных имеют значение», а в первой половине XX века расизм процветает и на бытовом, и на государственном уровне.
По крайне мере в южных штатах. В тех, которые долгое время сохраняли рабство и хотели отделиться во время Гражданской войны.
В сельской местности плодородная земля принадлежит семьям крупным латифундистам. После отмены рабства в 1865 году, землевладельцы, использовавшие рабский труд, чаще всего перестают вести сельское хозяйство самостоятельно, а предпочитают сдавать участки мелким фермерам.
4 ноября 1947 года между двумя соседями-арендаторами вспыхнул конфликт. С одной стороны 45-летняя темнокожая вдова Роза Ли Ингрэм, мать 12 детей, из которых большинство проживает с ней. Ее оппонентом выступил 64-летний белый фермер Джон Стратфорд.
Обе семьи разводили крупный рогатый скот, причем не свой, а также принадлежавший землевладельцу. А потому тщательно оберегали арендованные луга и поля от соседских животных.
Причиной очередного скандала стали три коровы мисси Ингрэм забредшие во владения мистера Стратфорда. Причем далеко не в первый раз, что подтвердили свидетели.
Доведенный до ручки сосед отправился разбираться с винтовкой в руках. Дело происходило возле дома вдовы. Т.е. вооруженный мужчина проник, пусть и не с преступными, но явно недобрыми намерениями на чужую территорию, где жили женщина и несовершеннолетние дети.
Что было дальше, мы знаем только по показаниям Розы и ее сыновей. Независимых свидетелей не оказалось.
Джон Стратфорд кричал, требуя компенсации за загубленный урожай. На что вдова ответила, что раз скот и земля принадлежат не им, то пусть хозяин и разбирается в конфликте.
После этой фразы разозленный мужик пригрозил, что надругается над женщиной, а потом ударил Розу прикладом винтовки.
На помощь матери бросились сыновья – 17-летний Чарльз, 16-летний Уоллес, 14-летний Сэмми Ли и 12-летний Джеймс. Парни особо не разбирались, своего соседа забили ногами. Насмерть.
Даже без свидетелей налицо бытовой конфликт. Убийство из корыстных побуждений совершенное по предварительному сговору группой лиц здесь не просматривается.
Но именно по этой статье судили мать и трех сыновей, кроме самого младшего, который в силу возраста не подлежал уголовной ответственности.
Потом освободили и самого старшего Чарльза, который в отличие от братьев не участвовал в избиении, после того как парни вырвали у соседа винтовку и повалили его на землю.
Да, конечно, мать и ее сыновья совершили преступление. Но из хулиганских побуждений, никакой выгоды от гибели соседа они не поимели.
А при хорошем адвокате вообще можно настаивать на превышении необходимой обороны – женщина и дети сопротивлялись вооруженному огнестрельным оружием взрослому мужчине.
Но в расисткой Джорджии никого юридические детали не интересовали. Белый судья, белый прокурор, белый государственный адвокат, который не задавал вопросы обвинению, и 12 белых присяжных.
Все мужчины, как и жертва. Сегодня из-за данного обстоятельства несправедливый судебный процесс обвиняют не только в расизме, но и в сексизме.
Суд длился ровно 1 день. В феврале 1948 года Роза Ли Ингрэм, признанная организатором преступления, 16-летний Уоллес Ингрэм и 14-летний Сэмми Ли Ингрэм, были приговорены к высшей мере наказании – казни на электрическом стуле.
Экзекуцию назначили на 27 февраля. Перед исполнением приговора всем троих разрешили провести вечер в одной камере.
Но сугубо местечковое уголовное дело вызвало нешуточный скандал по всей стране. В Джорджии и других штатах прошли манифестации с требованием отменить суровый приговор.
В основном в них участвовали темнокожие американцы, но также протестовало немало белых. Вызывающе несправедливый приговор объединил всех.
К счастью, казнить никого не успели. Под давлением общественности и вмешательства федеральных властей, в апреле того же 1948 года суд изменил приговор для всех троих на пожизненное заключение с правом условно-досрочного освобождения не ранее чем через 10 лет.
Только в августе 1959 года Роза Ли Ингрэм и оба ее сына вышли на свободу. За решеткой, с момента задержания сразу после убийства Статфорда, каждый из них провел 11 лет 10 месяцев и 22 дня.
Роза Ли Ингрэм скончалась в 1980 году. Про семью забыли на долгие годы и вспомнили всего пару лет назад.
Сейчас общественные организации чернокожих американцев добиваются, чтобы их действия признали самообороной, приговор о пожизненном заключении отменили, а осужденных оправдали.
Скорее всего, пересмотр дела состоится, а значит, семья Ингрэм получит немалую компенсацию за проведенные в заключении годы.