Так вот за что запретили снимать в кино Игоря Квашу

90 лет назад – 4 февраля 1933 года – родился актер Игорь Кваша. В январе 2008 года мне удалось уговорить его на интервью.

Игорь Владимирович уже неважно себя чувствовал, но согласился выкроить 45 минут. Правда, ни минутой больше. В итоге получился вот такой материал.

ПАПА РВАЛСЯ НА ФРОНТ

— Игорь Владимирович, у вас как у многолетнего ведущего программы «Жди меня» уж наверняка была возможность «покопаться» в своей родословной, узнать что-то новое о своих корнях. Что-нибудь неожиданное удалось выяснить?

— Нет, к сожалению. Когда я заинтересовался этими вопросами, оказалось, что уже не у кого спросить. Папа погиб на фронте, его братья уже умерли… Осталась только очень дальняя родня, но и они мало что знают.

— Неужели мама ничего не рассказывала?
— В том то и дело, что когда я был молодой, не расспрашивал, и теперь очень жалею об этом.

Лично для меня загадка, почему у меня чисто украинская фамилия Кваша, хотя я – еврей. Квашей украинцев довольно много, есть известный композитор Кваша, хоккеист Кваша, а вот евреи с такой фамилией – редкость.

И они точно мои родственники, хотя бы отдаленные. Знаю, что папа родом из местечка Покотилово, Киевской губернии, и в раннем детстве я туда ездил…

Однажды я был в Израиле, в Музее Катастрофы, и долго бродил по «лабиринту», где без конца и без края на стенах перечислены только названия уничтоженных еврейских гетто.

И вдруг я увидел надпись «Покотилово». Так что если и оставались какие-то родственники, то, скорее всего, все погибли в Великую Отечественную.

— Ваш отец был профессор химии. Почему он оказался на фронте, а не в эвакуации вместе с остальными учеными?

— Он действительно был доктор наук, профессор, получил прекрасное инженерно-химическое образование, потом, насколько я знаю, построил три или четыре завода на Украине.

Затем переехал в Москву, преподавал в Менделеевском институте. Когда началась война, у него была «бронь», и он четырежды писал заявления — просился добровольцем на фронт.

Мы жили на Арбате, в Карманицком переулке, и я хорошо помню бомбежки, как в дом напротив попала «зажигалка» и он сгорел полностью.

Помню, как в конце лета 1941-го папа приехал совершенно счастливый и от радости, что его в конце концов взяли в ополчение, подбрасывал меня в воздух. У меня сохранились его письма с передовой.

— Интересно, какие слова он адресовал вам?
— Мне он посвящал очень патриотические строки, о том, что «мы скоро разобьем фашистов» и «я вернусь»…

Хотя общий настрой его писем был не самый оптимистичный. И фотографию он мне прислал определенную.

— Какую?
— Где он — верхом на лошади.

Папа воевал в гражданскую в кавалерии, и обожал лошадей, очень умело с ними обращался. И эта страсть от него досталось мне по наследству. Я даже долго потом занимался конным спортом…

Кстати, одно из самых ярких воспоминаний детства, как мы ездили к моей тетке, маминой сестре, за город. Она там работала в больнице, врачи которой ездили на вызовы к больным на бричках, запряженных лошадями.

И там был один конь просто невероятной красоты — темно вороной, почти черный. Мы с отцом шли на конюшню, он запрягал в бричку этого вороного и катал меня.

Папе в какой-то степени повезло – он пожил немножко дольше и воевал дольше, потому что из этих профессоров, которых забрали в ополчение, сделали политруков, а его, поскольку он не был членом партии, с учетом его военного прошлого, назначили командиром саперной части.

На той фотографии была пропущенная цензурой надпись «Старая Русса». Потом пришло письмо, где он написал: «Был в «О»…»

Как только недавно я узнал, под Старой Руссой несколько тысяч бойцов попали в чудовищное окружение – вышли всего 56… Значит, он был один из этих пятидесяти шести. А погиб он где-то под Ленинградом, где именно я не знаю…

СПАСЛО УВЛЕЧЕНИЕ ТЕАТРОМ

— Говорят, уже лет в шесть вы были таким сорвиголовой, что родители с вами не справлялись. И тогда папа решился на какой-то невероятный «розыгрыш»…

— Я не слушался просто – плохо ел, не ложился спать, капризничал… Папа пошел на студию грамзаписи на улице Горького, записал на пластинку свой «дикторский текст» — тогда это можно было сделать даже частному лицу, и во время ужина незаметно переключил нашу радиолу с радио на проигрыватель.

Я услышал, что «в эфире радиостанция имени Коминтерна» и целую передачу о том, как «мальчик Игорь Кваша бегает вокруг стола», «не слушается родителей».

Мало того, он договорился с родственниками, и они в назначенное время все стали звонить и спрашивать: «Игорь, ты слышал передачу?» Конечно, я был потрясен.

Вжался в стул, сразу побежал ложиться спать, зарыдал… Мама пришла меня успокаивать, я ее спрашиваю: «Мама, а Сталин в Кремле тоже слышал?» После этого я долго был как шелковый.

– О чем вы мечтали в детстве?
– Во время войны наш детский сад увезли в эвакуацию, и я года полтора жил в интернате в Ленинске-Кузнецком, в Сибири.

Вот там я на полном серьезе мечтал убежать на фронт – в «сыны полка». Мы с друзьями даже добрались до вокзала, присмотрели себе эшелон, направлявшийся в западном направлении, и тут… нас поймали. Потом мы вернулись в Москву, я пошел учиться в школу.

– В школе вы особым прилежанием не отличались. В одном из интервью вы даже признались, что из-за систематического хулиганства весь ваш класс пришлось расформировать по другим школам Москвы…

— И это правда – весь класс такой был. Мы творили черт-те что: сбрасывали парты в лестничный пролет, маленьких во время урока гоняли под партами.

Я со своим другом сидел на «камчатке», и мы «ездили» на парте по классу и танцевали, весь класс хохотал, а педагог не знал, что делать. Учился я неважно.

— В знаменитых послевоенных драках двор на двор, стенка на стенку — участвовали? Или из-за девчонок?

— Я не помню такого, чтобы вот так конкретно драка началась из-за девчонок. В школах было раздельное обучение, и кулаки у нас в ход шли по другому поводу – за влияние в классе, слово за слово…

Причем, дрались без всякой арматуры и кастетов — врукопашную. Я был очень спортивным юношей, с хорошим ударом, но и мне частенько доставалось. Бывало, старые шрамы и ссадины не успевали заживать, как появлялись свежие.

Помню, однажды меня страшно избили, и я долго не мог придумать, как объяснить маме, откуда у меня «такой портрет». Ну синее все лицо! И я соврал, что играл в волейбол, упал и головой задел столб, державший сетку…

Я драться перестал, когда поступил в театральный институт – с тех пор как отрезало. Да и совсем другие уже интересы появились.

— И все-таки по юности была вероятность попасть под дурное влияние, подружиться с уголовниками, пойти на «дело»?

— Нет, детские друзья у меня были очень хорошие, школьные — Славка Пеганов и Арик Каплан. Но с блатными мы, конечно же, плотно общались.

Я же «арбатский» — там родился, рос, а Арбат в то время был едва ли не самым бандитским районом в Москве — там жило множество уголовников, приблатненных, поэтому там была определенная атмосфера и в школе, и на улице. Я рос без отца, так что улица была моим родным домом.

В нашем районе блатными верховодил некто Толик. Незаурядная личность! Он фронт прошел разведчиком, после войны избил офицера, отсидел в тюрьме… Умница, к тому же одессит, моряк.

Толик так рассказывал про моря и загранку, что его все слушали, раскрыв рот. Вот он легко мог нас втянуть в темные делишки, но не сделал этого, более того, он за нас заступался, оберегал, не подпускал к уголовщине. Думаю, во многом это в определенный момент меня спасло…

Читайте также  Почему Сергей Зверев прекратил общение с Пугачёвой, хотя не раз признавался, что многим ей обязан

Что любопытно, я-то к классу седьмому уже нешуточно «заболел» театром, а Славка Пеганов настолько был под впечатлением от рассказов про моря-океаны, что после школы отправился на флот — кочегаром.

Проплавал какое-то время и только потом поступил в медицинский институт, стал врачом как его отец.

— Откуда у вас увлечение театром, с чего все началось?
— Это даже мне самому непонятно – с чего?

Насколько я помню, сначала, класса с шестого, я начал читать стихи Маяковского на школьных вечерах, и видно делал это неплохо, потому что меня всегда заносили в список выступающих.

Еще, видимо, сказалось то, что все эти годы мама меня водила по разным театрам — я их очень полюбил.

Наверное, поэтому, когда мне кто-то сказал, что во Доме пионеров в переулке Стопани (рядом с метро «Кировские ворота») есть театральная студия, я решил пойти туда. Между прочим, был жесточайший, как теперь говорят, кастинг, многих отсеивали. Меня взяли.

— Если не ошибаюсь, именно оттуда вышли актеры Владимир Андреев, Ролан Быков…
— Совершенно верно. Они занимались до нас, но все равно приходили на наши спектакли…

И не только они, из нашей казалось бы самодеятельной студии масса известных людей вышла – замечательные актеры Светлана Мизери, Стас Коренев, Лева Круглый, режиссеры Соколов, Боря Рыцарев…

— Игорь Кваша той поры – романтик или человек знающий, чего он хочет в жизни?
— Трудно самому себе давать характеристику. Я знаю одно: и от улицы и от других ошибок в жизни меня спасло увлечение театром. Потому что довольно быстро вот это стало для меня самым главным.

Более того, мне школа была уже совершенно побоку — я в старших классах учился так плохо и прогуливал так много, что меня не могли даже аттестовать в четверти. В студии я пропадал сутками — мы там занимались техникой речи, голосом… Было очень интересно.

— А как же танцы в Парке Горького, прогулки под луной, первый поцелуй, первая любовь?
— А там у нас была своя компания и свои девочки. Мы все успевали, и то, что вы перечислили тоже. Но в основном «отрывались» тем, что ставили спектакли и играли в них.

— Свою первую роль помните?
— На сцене Дома пионеров я дебютировал в роли одного из Месяцев в сказке «12 месяцев» Маршака, но какого конкретно, хоть убейте, не помню.

А самую-самую свою первую роль я сыграл лет в 8 в интернате в Ленинске-Кузнецком. Наш замечательный педагог Рахиль Абрамовна Кремер поставила сказку «Морозко» и, несмотря на мой юный возраст, роль Морозко доверила мне. Она — моя «крестная театральная мама».

«АРТИСТ ВЕЛИКИЙ, МНОГОГРАННЫЙ»

– Когда Валентин Гафт в 1953 году пришел поступать в Школу-студию МХАТ, то ослепил приемную комиссию своей золотой «фиксой», заменившей выбитый в дворовых баталиях зуб… А вы чем блеснули на экзаменах?

– Если честно – не знаю. А Валю я хорошо помню – он нам с Мишей Козаковым сразу понравился, и мы, как второкурсники и уже «студенты бывалые», сразу взяли над ним шефство, потому что он слишком сильно волновался.

Кстати, про выбитый зуб – это байка! Если у него и была «фикса», то бутафорская, надетая сверху на здоровый зуб. Тогда же была блатная мода! Мы с Валей сразу подружились.
– Не помните, по какому поводу он посвятил вам знаменитую эпиграмму:

Артист великий, многогранный,
Чего-то глаз у вас стеклянный.
Быть может, это фотобрак?..

– «Так почему ж хорош пиджак?» Однажды он купил в газетном киоске открытку с моей фотографией – из серии «Актеры советского кино». И написал это посвящение. А на следующий день он купил другую открытку, принес ее мне в гримуборную с такой надписью:

Теперь глаза
не как стекляшки.
Фотографируйся
в рубашке!

У Гафта изумительный поэтический дар – у него не только эпиграммы, но и абсолютно чудные стихи.

— Известный сценарист и поэт Геннадий Шпаликов сказал о своем поколении: «Мы все были ушиблены Хемингуэем!» В том смысле, что потрясенные его книгами многие старались походить на героев Хемингуэя. Вас это коснулось?

— Хемингуэй владел, конечно, умами нашего поколения и у меня до сих пор хранится его фотография. Мы очень увлечены были его прозой, даже поставили пьесу «Пятая колонна»…

Напротив здания Школы-студии располагалось кафе «Артистическое», очень демократичное по тем временам заведение, особенно в дневные часы.

Вот там одно время именно днем было что-то наподобие клуба, где собирались в большом количестве артисты, журналисты, будущие писатели, поэты…

И мы с друзьями в «Артистическом» тоже были завсегдатаями — любили зайти, посидеть, потрепаться, знакомились, дружили. Бывало, многие там сидели днями напролет, кто-то даже с печатной машинкой печатал статьи, обсуждали громкие события, спорили.

Этакий московский вариант парижской «Ротонды», когда-то описанной Хемингуэем. Нам всем хотелось окунуться в их образ жизни, словом, это была особая компания.

Потом, насколько я знаю и как рассказывали официантки, дошло до того, что этим кафе заинтересовался КГБ и после жесткого разговора с дирекцией, все «вольнодумие и свободомыслие» довольно быстро сошло на «нет».

— Как еще вы проводили свободное время?
— Понимаете, у меня вся молодость прошла в очень большом труде.

Когда я учился в Школе-студии МХАТа, у нас была веселая компания, мы фонтанировали розыгрышами, шутками… Но мы учились по 10-12 часов в день, поэтому очень были загружены и любая свободная минута использовалась на 300 процентов. Мы вырывались и куролесили, выделывая черт те что!

А потом, когда Олег Ефремов стал преподавать на нашем курсе, делать дипломный спектакль и мы сдружились, — то дальше мы были одержимы идеей создания театра «Современник».

Днем мы работали у себя в театре, а ночью собирались и ставили спектакль свой. То есть у нас не только дни были заняты, но и ночи тоже.

Вы не забывайте, какое тогда время было, его же не даром потом назвали «временем лакировки». Да, мы очень весело жили, но самое главное в жизни было то, что надо было сделать этот театр, который нельзя было сделать.

Не-воз-мож-но! За тридцать лет еще ни один новый театр не создавался снизу (если они вообще возникали) — только приказом сверху. Это теперь счастливое время, когда они возникают, и из этого может что-то произрасти. А тогда нужно было разрешение Совета Министров и ЦК КПСС.

«ШЕПТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ»

— На ваш сегодняшний взгляд, в чем феномен «Современника» конца 50-х и в 60-е годы?
— Мы считали, что советский театр живет фальшиво, идут фальшивые пьесы и хотели говорить правду – выразить чаяния своей генерации.

И во многом нам это удалось — мы что-то сдвинули не только в русском, но и в советском театре, мы заговорили другим языком.

— Врагов много нажили?
— Иначе и быть не могло.

Власти пытались приклеить какие-то ярлыки, окрестив то, что мы делали, например, «шептальный реализм». Критики это тут же подхватили…

Вначале нам закрывали практически каждый спектакль. Невероятно, но какие-то чудеса нас спасали. Бог нас спасал! Иначе трудно объяснить причудливую цепочку событий, в результате которой спектакли «выживали», когда по всем раскладам должны были «умереть».

Яркий пример – спектакль «Два цвета», о том, как хулиганы убили комсомольца. Его сразу назвали клеветой на советскую действительность, где комсомольцев убивать не могут, и вот-вот должны были запретить.

А буквально в этот момент вдруг выходит постановление ЦК о борьбе с хулиганством и создании народных дружин. Случайность! И наша постановка попадает точно в «струю»…

Или. Из-за «Голого короля» должны были закрыть наш театр. Министр Михайлов уже подписал соответствующий приказ, утром приходит на работу, а он уже больше не министр, а посол, поэтому все его приказы не действительны…

Член Президиума и секретарь ЦК Фурцева накануне мечет громы и молнии в адрес «Современника», через некоторое время она уже не член Президиума и не секретарь ЦК… И так далее!

Читайте также  Несколько лет назад родилась девочка с весом 7,7 килограмм. Вот как она выглядит сейчас

Как подобное объяснить иначе, чем чудесами, – я не знаю. Нас все время кто-то берег! Но нас все время спасала еще и публика – как раз зрители нас приняли в общем-то сразу.

Я хорошо помню, как мы играли на сцене филиала МХАТа и вдоль Пушкинской улицы ходили люди с плакатами «Куплю лишний билетик!»

– Правда, что в свободное от репетиций время отцы и создатели «Современника» резалась в кости на деньги?

– А вы откуда знаете? Это уже был период, когда «Современник» начал свою жизнь и после вечерней репетиции Ефремов оставлял Совет, вроде как на совещание.

А на самом деле на игру в кости. Так как денег у нас было мало, то мы либо векселя писали, то есть играли в долг, либо – на «по ж…пе». Это было очень больно – зады потом у нас всех были синие и руки опухшие, потому что так сильно били ладонями по «пятой точке».

– Какой вы, оказывается, азартный человек.
– Очень! Там не азартных быть не могло.

ЖЕНА СПАСАЕТ ВСЮ ЖИЗНЬ

— Давайте поговорим о вас. Вы влюбчивый человек или однолюб?
— Судите сами, если мы с моей нынешней женой в 1956 году познакомились, через год поженились, и с тех пор пятьдесят лет живем вместе… Правда, это моя вторая жена.

— Вторая? Вы никогда об этом не рассказывали…
— Зато в своей книжке я об этом написал.

А если в двух словах, то у меня с восьмого класса был роман со Светланой Мизери, с которой мы вместе занимались в театральной студии Дома пионеров, а теперь она народная артистка.

На втором курсе Школы-студии МХАТа мы поженились, а на третьем… расстались. У нас не было ссор, мы расстались и остались в прекрасных отношениях. Так бывает.

А позже… Я тогда работал во МХАТе, а Галя Волчек, с которой мы вместе учились и дружили с первого курса, снималась в Коктебеле в картине «Дон Кихот».

И она уговорила меня поехать вместе с ней в Коктебель. Мы прекрасно отдохнули, пришло время мне уезжать в Гурзуф, где мы должны были встретиться с моим другом журналистом Ярославом Головановым. Волчек мне говорит: «Не уезжай. Приедет очень хорошая девочка.

Гарантирую: она тебе понравится!» А я уже был свободен, жил один. И точно. Приехала Таня — красивая, с изумительной фигурой и сразу мне понравилась.

Очень. Мы побыли там меньше месяца, я уехал на сбор труппы во МХАТ, а когда встречал ее на вокзале, я сразу предложил ей выйти за меня замуж. Она согласилась.

— Вот так сразу?
— Сразу! (Смеется.) Уже на юге у нас начался бурный роман.

Мы ходили, гуляли, не расставаясь…Свадьбу отмечали в ресторане «Гранд-отель», он располагался в пристройке гостиницы «Москва». Народу было уйма: Волчек, Евстигнеев, Ефремов, Геша Печников, Миша Казаков…

Самое удивительное, что расписались мы только через год после свадьбы. Все не было времени развестись с Мизери, да и есть ли штамп в паспорте или нет – какая разница?!

Помню, в загсе были втроем – мы с Ефремовым и Таня, она в это время была беременна. Делопроизводительница спрашивает: «Какую фамилию берете – мужа или жены?»

Мы с Ефремовым (а мы перед этим немножко выпили — отметили такое радостное событие) как закричим, перебивая друг друга: «Мужа! Мужа!» Та уже записывает, Таня — в слезы… «Да мы шутим!», — вопим.

Дело в том, что Татьяна — медик, рентгено-бронхолог, и мы заранее с ней договорились, что она оставит свою фамилию, потому что многим больным небезразлично, к кому они идут – к мужчине или к женщине.

По фамилии «Кваша» не определишь, она не склоняется, а когда написано «Путиевская», сразу все ясно. Но мы ее все равно чуть-чуть разыграли.

А с женой мне повезло, я считаю. Она – замечательная, добрая, она лучше, чем я. К тому же прекрасный врач.

— Были случаи, когда вас приходилось спасать?
— (Смеется.) Да она меня каждый день спасает как медик!

Таня для всех моих друзей и своих подруг – семейный доктор. Она как-то удивительно диагнозы ставит – по телефону, и довольно точно. Очевидно, медик от Бога.

Поэтому наш телефон работает в режиме телефонной станции, не переставая — ей звонят все, и она всем говорит, как лечиться. Кстати, наш сын Владимир тоже врач по образованию. Так что докторами я окружен со всех сторон.

«КВАША СНИМАТЬСЯ НЕ БУДЕТ»

— Вы актер, режиссер, ведущий популярной телепередачи… В каком из этих амплуа вы больше всего себе нравитесь?

— (Смеется.) Сам себе я ни в каком качестве не нравлюсь. Зато люблю все виды своей работы. Выделить ничего не могу. Просто в разные периоды жизни то одному делу отдаешься, то другому.

В начале шестидесятых меня начали приглашать сниматься в кино, позже я стал заниматься театральной режиссурой.

— Это правда, что с конца 60-х и в 70-е годы было негласное распоряжение председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию Лапина: «чтобы Кваши в эфире больше не было»?

— Я этого наверняка не знаю, но очевидно так, потому что его «правая рука» Жданова говорила: «Кваша сниматься не будет». И случаев, когда меня вычеркивали, я знаю несколько.

Некоторые режиссеры признавались, что им запрещали меня снимать в своих фильмах. Знаю, как бился Шурик Ширвиндт, у которого я сыграл в одном телевизионном спектакле, а ему тоже не разрешали. Но он добился, чтобы я там участвовал.

— Вы хотите сказать, что негласный «черный» список запрещенных актеров действительно существовал?

— Да он точно был – в этом нет никаких сомнений! И я в нем был. А вот что стало причиной? Я сначала думал, что по «пятому пункту», а потом понял, что немножко не учитываю того, с кем я дружу.

А я дружил с Войновичем, Аксеновым, Левой Збарским, Борей Биргером… Боря — единственный, кто посылал академику Сахарову лекарства и все время поддерживал с ним связь во время его ссылки в Горьком.

А из-за моей дружбы с Виктором Некрасовым «Современник» не поехал на первые в своей истории гастроли на Запад.

— Как это взаимосвязано?
— Не пустили меня и Гафта.

На Валю пришла анонимка, что он хочет остаться в Швеции, а меня (как потом выяснилось) не пустили из-за того, что я встречался в Париже с Виктором Некрасовым.

Волчек сказали: «Замените их – это обычная практика во всех творческих коллективах». А Галя, зная, как вся труппа мечтает поехать на эти гастроли, устроила собрание.

И все актеры единогласно проголосовали. «Если Гафта с Квашой не пускают – мы вообще не едем!» В результате государство заплатило чудовищную неустойку. Вот такой у нас был удивительный театр! Такого же ни в одном коллективе не было нигде и никогда.

— Еще говорят, вы подписывали письма протеста…
— Когда в 1968 году советские танки вошли в Прагу, то, если вы помните, группа молодых людей в знак протеста вышла на Красную площадь.

Их арестовали, я был одним из тех, кто подписал письмо в их защиту. Но мне не хочется говорить на эту тему – получается вроде похвальба какая-то. В книге – другое дело.

И потом. «Запрещали — не запрещали»… Я довольно много снимался, но как-то не очень удачно, может быть.

Не в тех фильмах, которые потом стали культовыми, которые крутят часто. И я во многом сам виноват, потому что очень часто отказывался. Считал, например, что съемки помешают театру.

«ТОЛЬКО КАЖУСЬ УРОВНОВЕШЕННЫМ»

— В картине «Достояние республике» с блеском использованы многие ваши актерские грани. Там скачки, пальба, лихо закрученный сюжет, великолепный актерский ансамбль… Яркие воспоминания остались со съемок?

Читайте также  Владимир Новиков был женат 16 раз, но ни разу не признавался в любви. Как сейчас живет известный актер

— Сниматься в «Достоянии республики» меня уговорил Андрюша Миронов. Сказал: «Давай поедем, прекрасно проведем вместе время».

А я тогда очень увлекался иконописью, он об этом знал, и «купил» меня на то, что съемки будут проходить в Кирилло-Белозерском монастыре.

А там рядом еще и Ферапонтов монастырь, где знаменитый Музей фресок Дионисия. И это меня добило окончательно – я понял: если откажусь, то больше туда никогда не попаду, и не увижу работ Дионисия «живьем».

Я очень благодарен Андрюшке, что он меня уговорил, потому что мы там жили и работали прекрасно. А так как в картине роль у меня не очень большая, то у меня было свободное время, и я иногда садился верхом и уезжал путешествовать по окрестностям.

Помню, мы с Андреем уплывали куда-то на моторной лодке, бродили по церквям, гостили у священника… Места там изумительные по красоте – это же Север, недалеко от Вологды.

У меня большие впечатления остались. Плюс наша дружба, и замечательный актерский состав – там был Спартак Мишулин, с которым мы не были близкими друзьями, но были в тесных приятельских отношениях. А еще на этих съемках я получил «трюковые», чем очень горжусь.

— У вас есть любимые роли в кино?
— Есть кинороли, за которые мне, как говорится, не стыдно.

Например, Яков Богомолов в «Преждевременном человеке», Кротов в «Жребии», Бургомистр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»… Есть немало вроде бы эпизодических, но очень дорогих ролей.

Мне очень дорога лента «Под знаком Скорпиона». Дело в том, что я дважды играл в кино Сталина, в том числе совсем недавно – у Панфилова «В круге первом».

Мне с молодых лет многие говорили, что я на него похож внешне… А картина «Под знаком Скорпиона» стоит особняком, потому что, во первых, это старый фильм, я тогда был гораздо моложе и играл более молодого Сталина. А во-вторых, когда я его посмотрел целиком, мне показалось — не я играю.

Обычно смотришь на себя со стороны, и не нравится, тебя всего корежит, а тут как-то я впервые не испытал подобного ощущения. Может быть, роль удалась мне так потому, что я слишком ненавидел отца всех народов…

— Вы не назвали «Соломенную шляпку», «Сказки старого волшебника», «Человек с бульвара Капуцинов», которые крутят по ТВ из года в год. Почему так получается, что народ любит одни роли актера, а сам он считает их почти проходными. Или вы с народом «совпадаете»?

— Редко. Например, недавно по телевизору показали старый фильм «Хищники». Гафт пришел: «Что же ты никогда не рассказывал? Ты там так потрясающе играешь!»

А я там снялся в роли совершенно опустившегося алкоголика, к тому же еще с психическим сдвигом. И фильм неплохой, и роль не такая уж проходная, но он в свое время почему-то «не пошел» и его никто не помнит. Так бывает. И наоборот.

— Вы любите, чтобы предлагаемая роль вас поразила своей неожиданностью?
— Понимаете, я характерный актер, меня трудно удивить. И уж если берусь, то с удовольствием делаю свою работу.

Мы «Хищники» снимали недалеко от Домбая, и местные жители меня, загримированного, принимали за абсолютно конченного бомжа и алкаша. Я настолько входил в роль, что сам кайф ловил от того, насколько все натурально получается…

Были очень забавные истории. Кстати, трюк с падением с лошади из «Достояния республики» я запомнил только потому, что за него заплатили «трюковые».

Но бывало гораздо опаснее безо всякого трюка. В фильме «Преждевременный человек» по пьесе Горького «Яков Богомолов» я тоже снимался на лошади.

В одной из сцен мне надо было на очень быстром галопе просто проскакать мимо камеры. Казалось бы, для меня, человека подготовленного, плевое дело.

Но лошадь вдруг «взбесилась», и я ничего не мог с ней сделать. Скачка в горах, по скользким камням, она вся в мыле, вообще не может стоять на месте…

И так восемь дублей. Когда после восьмого она чуть не упала, все испугались и сказали: все, хватит, оставляем то, что снято… В другой сцене мы с Настей Вертинской должны были медленно проехать верхом — лошадь ни в какую…

Потом оказалось, что парень, который отвечал за лошадей, сам на ней тренировался и поэтому был категорически против ее участия в съемках. А кто его спрашивать будет, если надо?!

Вот он мне и дал «совет»: «Вы ее потуже затягивайте, иначе не удержитесь…» А этого нельзя было делать, потому что у этой лошади очень болезненные губы, ее нельзя было затягивать в узду.

Она бесилась от этого! Парень потом подошел, во всем признался. Хорошо, в тот момент я сдержался, иначе я его стэком исхлестал бы. Потому что он меня чуть не убил!

— А со стороны вы кажетесь таким спокойным, уравновешенным человеком. Значит, это обманчивое впечатление?

— Нет-нет, это абсолютно ложное впечатление! Наоборот, меня упрекают в том, что я не умею сдерживаться. Но зато я очень отходчивый… Я ведь уже очень долгую жизнь прожил, и избежать ударов мне не удалось.

Иногда вот эта моя вспыльчивость и виновата. А что с собой поделаешь? С годами, конечно, ты больше прощаешь, мудреешь, стараешься что-то забыть. Но ведь не всегда это получается. Поздно уже меняться.

— Известно, что вы страстный болельщик. Чем вы еще увлекаетесь?
— Должен признаться, что с молодости я писал картины.

Как говорится, для души. Перепробовал все: и портреты, и натюрморты, и пейзажи с выездом на природу. Некоторые свои работы дарил друзьям.

Однажды они даже устроили выставку моих картин. Но это давно было, к сожалению. Нету у меня сейчас времени на живопись и, главное, — нет места.

Нужна обстановка соответствующая, не домашняя. Но меня греет надежда на то, что я все-таки начну писать. Я все время об этом мечтаю.

— Если все-таки выпадают свободные день-два, на что их потратите?
— Ой, отдохнуть особенно не получается.

Раньше я много занимался спортом – особенно большим теннисом. Бывало, мы даже зимой снимали зал, а летом я старался поехать отдыхать туда, где есть корт.

Сейчас это уже мне не под силу. К тому же очень много времени занимают театр и телевидение. Иногда – кино, но, к сожалению, реже, чем хотелось бы.

В прошлом году, если и выпадали свободные дни, я книжку писал, совсем недавно она вышла. Изредка езжу на дачу – детей и внуков увидеть, поскольку по ним очень скучаю. Они же там живут круглый год, и видимся мы не так часто, как хотелось бы.

— Ваша жизнь сильно изменилась с тех пор, как вы начали работать на телевидении?
— Должен сказать, что передача, которую мы делаем, не только зрителям что-то дает, она и на меня очень положительно действует.

Перед глазами постоянно вертящийся калейдоскоп судеб, встречаются просто уникальные истории. И тяжелые, и веселые. Я считаю, что по нашей передаче можно изучать историю страны, причем, совершенно не приукрашенную, потому что врать в ней бессмысленно — это видно сразу.

— Может, так и сделать – снять и изучать?
— А мы сейчас снимаем цикл полнометражных документальных фильмов по материалам программы «Жди меня».

Я там как ведущий, читаю закадровый текст. Уже несколько фильмов практически готовы – это очень интересно. Чего стоит хотя бы история о братьях-близнецах, которых разлучили в Освенциме, и они с тех пор не виделись 62 (!) года. Или — итальянца, нашедшего свою любовь в 82 года, в России.

— И последний вопрос. Не раз наблюдал, как профессиональные парашютисты перед прыжком с огромной высоты дурачатся и даже спят. А о чем вы думаете за минуту до выхода на сцену?

— О роли. По себе знаю, что даже когда актеры играют сотый спектакль, они все равно перед выходом волнуются. Хотя, если честно, и мы иногда тоже дурачимся…

Источник