Сегодня мы продолжим рассматривать творческую биографию Кузьмина через призму его самых известных песен. Прошлый раз мы оставили певца в далёком 1983 году в очень двоякой ситуации.
С одной стороны, группа ДИНАМИК собирает аншлаги в многотысячных залах, а авторитетная газета «Московский комсомолец» объявляет её «лучшим ансамблем года» (отодвинув МАШИНУ ВРЕМЕНИ на 2-е место).
С другой — чиновники от культуры группу уже не просто игнорируют, а начинают вставлять палки в колёса.
Дело в том, что 1983-84 годы ознаменовались тугим закручиванием идеологических «гаек» и борьбой с нетрудовыми доходами.
Рок-группы со своим «прозападным» творчеством и нелегальными концертными заработками попадали под обе статьи. Министерство культуры провело обязательное прослушивание всех коллективов, и прошли его немногие.
Кузьмин решил бюрократическую машину обмануть — он быстренько превратил ДИНАМИК в безымянную аккомпанирующую группу, а сам, соответственно, стал солистом (указание Минкульта солистов не касалось).
В 1985 году лёд тронулся. У Кузьмина, наконец-то, выходит дебютная сольная пластинка — миньон «Голос», а сам певец впервые появляется на ТВ с песней на стихи М. Танича «Простой сюжет».
В конце года газета «Смена» проводит опрос читателей относительно самых популярных эстрадных исполнителей. Среди женщин «звездой года» вполне ожидаемо становится Алла Пугачёва, а среди мужчин – Владимир Кузьмин. Разумеется, примадонна не могла оставить сей факт без внимания…
В феврале 1986 года певица посетила концерт Кузьмина и очень впечатлилась. Тем же вечером она знакомится с певцом и ошарашивает его предложением:
«Переходи-ка ты работать в мою группу РЕЦИТАЛ!». Кузьмин долго не ломался, и его можно понять. Условия были довольно льготные — выступать со своими песнями певцу никто не запрещал, зато исчезали проблемы с организацией концертов, выпуском пластинок, телеэфирами и т.п.
Сотрудничество с Пугачёвой резко повысило статус Кузьмина уже после их первого совместного появления на сцене с песней «Две звезды». Если до этого певца знали в основном меломаны мужского пола, то теперь в него влюбляются малолетки и домохозяйки.
Про «Две звезды» я здесь писать не буду (если интересно, могу написать отдельно). Ведь эту песню написал Игорь Николаев, и Кузьмин её откровенно недолюбливал.
«Симона» (1986)
Первым сольным суперхитом певца стала знаменитая «Симона». Эта приджазованная шуточная песенка, запомнилась, в первую очередь, очень специфическим, практически пародийным, исполнением (подобную вокальную манеру впоследствии доведёт до абсурда другой «фаворит» Пугачёвой — Сергей Челобанов).
В. Кузьмин: «В Риге я познакомился с девушкой, которая назвала себя Симоной. У нас случился роман. А потом я услышал ее разговор с мамой. Та у неё спросила: «Ну как парень? Бельмондо?»
А Симона ей в ответ: «Нет, но тоже красивый!» Уехал в Москву и только там узнал, что девушку звали вовсе не Симона. Она меня зачем-то обманула. Но песня родилась. Я её написал за несколько минут».
Кузьмин считал «Симону», нехарактерной для его музыкального стиля, лёгонькой «разминкой». Зато Пугачёва сразу разглядела в песне потенциальный хит.
Всесоюзная ТВ-премьера «Симоны» состоялась в новогоднем выпуске «Голубого огонька» 1986-87 гг. Кстати, девушка, которая стучит на барабанах и пританцовывает рядом с Кузьминым — это ни кто иная, как дочь Пугачёвой — Кристина Орбакайте — тогда ещё школьница.
«Моя любовь» (1987)
Как я уже писал выше, непосредственно в творчество Кузьмина Пугачёва не вмешивалась. Однако певица взяла на себя функции продюсера и сразу занялась имиджем певца. Очень быстро в глазах старых поклонников Кузьмин превратился из рокера в попсового «героя-любовника».
Достаточно взглянуть на обложку его первого диска-гиганта «Моя любовь», где певец представлен в виде смазливого блондинчика. Да и название у этого альбома первоначально было вовсе другое — «Внутренний автоответчик». Стоит ли говорить, что мелирование шевелюры и смена названия были идеями Пугачёвой?
В. Кузьмин: «Она всё придумала, сказала мне тогда: «Чтобы каждая девочка могла взять в руки пластинку, и так: чмок — моя любовь» (целует воображаемый диск)».
Ударной композицией альбома стала песня с тем же названием — грустная лиричная баллада с очень лаконичным музыкальным сопровождением.
В. Кузьмин: ««Моя Любовь» — это рок по духу, хотя там в фонограмме никаких гитар нет. А что такое битловская «Yesterday»?».
«Когда меня ты позовёшь» (1987)
В планах Пугачёвой и Кузьмина был также выпуск совместного альбома «Он, она и дождь», представляющего собой некий диалог «Актрисы и Актёра».
Одной из центральных песен этого проекта должна была стать «Когда меня ты позовёшь», в которой отдельные меломаны, не без оснований, расслышали нотки композиции Карлоса Сантаны «Europa».
Постоянный напарник Пугачёвой — поэт Илья Резник — вспоминал, что ему очень не нравилась строчка «Всё тот же запевала-дождь» — мол, это как в армии — ротный запевала. Однако Кузьмин ничего менять не стал — да и текст был не его…
Ирония заключалась в том, что стихи к песням «Моя любовь» и «Когда меня ты позовёшь» принадлежали перу Татьяны Артемьевой — жене Кузьмина и матери его двоих детей, с которой он недавно развёлся.
Пугачёву Артемьева, по понятным причинам, не любила. Тем не менее, против исполнения песен на свои стихи не выступала — авторские гонорары приходили к ней постоянно и исправно.
Тандем Пугачёвой и Кузьмина просуществовал недолго. И хотя, по признанию певца, Алла многому его научила и сделала его популярность «просто бешенной», он устал от навязанного имиджа и инсинуаций, что свою славу он заработал исключительно благодаря протежированию «звезды».
В. Кузьмин: «Тогда это казалось мне интересным. Но со временем всё это мне надоело, потому что у ДИНАМИКА появилось слишком много пугачёвских поклонников, которые совершенно не понимали музыку, которую мы играли. Мне пришлось несколько лет с ними бороться».
Что касается альбома «Он, она и дождь» то тогда он так и не вышел. «Когда меня ты позовёшь» была выпущена лишь в 1989 году на сольной пластинке Кузьмина «Ромео и Джульетта». Впрочем, Пугачёва тоже исполняла песню на своих концертах.
Лишь спустя многие годы оба исполнителя таки споют этот хит дуэтом. На этом пока всё. В следующей статье я расскажу о ещё двух лирических хитах Кузьмина, прославившихся уже в постсоветское время.