Театр абсурда. Почему артистов сегодня называют «народными», если народ их не знает

Недавно очередной группе артистов дали звание «народного». В списках значится множество актрис и артистов с неизвестными фамилиями.

Имена мы приводить не будем, потому что не знаем ни их самих, ни их заслуг, возможно, что мы где-то что-то упустили, хотя вряд ли. Это заметьте, при том, что телевизор смотрят почти все, а в Интернете сидят буквально все.

Так вот если бы простому человеку, который сам суть народ, попалась заметка о событии, он наверняка задался бы вопросом: «А кто это?», и не факт, что не возмутился.

Если бы, к примеру, давали звание «заслуженного» или какую-нибудь медаль, это ещё туда-сюда. Когда же артистов называют «народными», а народ их не знает, у народа это вызывает резонные вопросы.

Знакомство «народа» с новоявленным «народным» артистом путём поиска и чтения «Википедии» в данном контексте выглядит абсолютным нонсенсом. В СССР таких проблем не возникало, мы каждого знали в лицо.

Кстати, вы наверняка замечали, что с термином «народный» у нас в России обращаются слишком вольно. Доходит до абсурда.

У нас уже 30 лет нет народного государства СССР, зато в ходу, в том числе и в официальном документообороте, живёт и здравствует советская формулировка «народное хозяйство», которое, как известно, народу никакой стороной не принадлежит

Чтобы не быть голословными, процитируем первое, что попалось под руку. К примеру: Постановление правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 142. Название документа выглядит так:

«О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19-2024/25 учебных годах…»

Мы, наверное, не первые, кто обращает на это внимание. О каком «народном хозяйстве» в РФ идёт речь? Где оно?

Вот и с нашими «народными» артистами такая же ситуация. Они вроде бы официально есть, а вот их «народность», как и «народность» нашего хозяйства, вызывает серьёзные сомнения.

Читайте также  Его отец выпивал и из-за этого у него в детстве появились проблемы с психикой. Судьба Яна Пузыревского, которого не стало в 25 лет

Мы можем предположить, что гений того или иного актёра не известен и не признан в народе по причине того, что тот работает в московском или питерском театре, и не снимается в кино. Что ж, это аргумент.

Мы не преследуем цели кого-то обидеть, но согласитесь, в этом случае было бы справедливо и логично давать актёру звание «московский» или «питерский», а никак не «народный».

Давайте будем честны сами с собой – простой народ сегодня в массе своей даже в Москве и Питере не часто по театрам ходит. Если ходит вообще.

Звания или награды артиста должны соответствовать масштабу не только его известности, но в первую очередь признания народом. Не так ли?

Давайте вспомним, что звание «народный» ввели у нас в 1918 году для творческих людей, кто особо отличился в области кинематографа, театрального искусства или музыки.

И что крайне важно. Получали его в подавляющем большинстве те артисты, которые пользовались, как мы уже сказали выше, не столько известностью, сколько уважением народа.

Вы только посмотрите на имена обладателей звания «народный»: Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Майя Плисецкая, Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Олег Янковский (получил одним из последних при СССР), Елена Гоголева, Михаил Яншин, Алексей Грибов.

А ведь очень многим, по-настоящему народным артистам и так не присвоили этого звания. Это Андрей Миронов, Олег Даль, Николай Рыбников, Василий Шукшин и десятки других, кого знал и любил огромный СССР.

Эти имена знакомы даже части нашей молодёжи, потому что это были личности с потрясающим талантом, который пронёс их известность через десятилетия. Но главное – они играли для народа, а не для, как сейчас принято говорить – тусовки.

И мы не случайно для примера включили в список не только звёзд кино, но и театральных актёров, артистов балета, потому, что в СССР тоже не каждый человек из-за удалённости проживания мог попасть в московский театр.

Читайте также  Трагедии и родительские амбиции: стала известна в 9, погибла — в 27. Кто на самом деле погубил Нику Турбину

В СССР эти таланты продвигались в массы государством, снимались телеспектакли и демонстрировались по телевидению всей стране. И это были настоящие спектакли, с настоящей драматургией, о живых людях, их достоинствах и недостатках, о настоящих ценностях.

Сложно себе представить, что в нынешних столичных театрах, где гламурной публикой очень востребовано «нетрадиционное прочтение» классики и истории, народ нашёл бы среди героев тех, кто мог бы претендовать на звание «народного».

Непонятно, для чего у нас продолжают эксплуатировать термины «народный» в тех сферах, где давно ничего народного не осталось? Как впрочем, и в жизни самого народа.

Источник