Современный кинематограф даже на подмостки советского не поставишь. Это два разных вида искусства. Да и, часто, современные фильмы искусством назвать язык не поворачивается. Поэтому придумали современное слово:
«Проект».
Актёры так и говорят: Я сейчас занят в пяти (шести, семи…) проектах. Я поставил себе задачу ответить на вопрос:
Почему так невыразительно и слабо играют современные актёры в фильмах.
Своё видение я хочу показать на 5 примерах для наглядности. Пример первый: Сразу начну с недосягаемой вершины Вячеслава Тихонова.
Загляните в биографию Тихонова: В 1963 году он снялся в «Оптимистической трагедии». А «Война и мир» выйдет в 1967 году.
Почти 4(!) года великий актёр вживался в образ аристократа XIX века князя Болконского. Это Тихонов, который вырос в рабочей советской семье.
И никаких ролей больше. Полное погружение в образ. Тихонов перечитал всего Толстого и много думал. И мы сегодня восхищаемся его игрой:
Кстати, страшно потом переживал, что роль у него не получилась. Дошло почти до личной трагедии и до ухода из кино.
Пример второй: А вот я читаю как рассказывает современный актёр Александр Петров о том, читал ли он Гоголя, когда играл писателя в кино:
Скажем так: я не перечитывал. До этого, конечно, читал почти все. Почему не стал перечитывать? Дело в том, что для моей роли Николая Васильевича это бы никак не помогло…
Проверяю свою версию: В 2017 году, когда Петров играл роль Гоголя, он ещё был занят в 6(!) проектах. Когда тут перечитывать великого классика. Пример третий: читаю, как вживался в образ актёр Борис Галкин:
Чтобы лучше вжиться в роль, Галкин два месяца прожил в десантной разведроте по распорядку военнослужащих. Все трюки в фильме, кроме затяжного прыжка, актер выполнял сам.
Речь идёт о роли десантника в фильме «В зоне особого внимания». Давайте посмотрим фрагмент из этого фильма:
Пример четвёртый. Чтобы моя теория оказалась верна, изучаю биографии актёров Алексея Бардукова и Кирилла Плетнёва. Наших главных «диверсантов» в российском кино.
Напрасно я пытаюсь найти информацию — хотя бы в армии служили актёры из фильма «Диверсант». Ничего не нашел. Пример пятый. В биографии великой советской актрисы Алисы Фрейндлих был такой эпизод:
Во время репетиций с Алисой Фрейндлих, которая играла жену сталкера, режиссер добивался от нее убедительности в сцене с обмороком. Снимается первый дубль, второй.
Перед третьим Тарковский подходит к актрисе и что-то ей объясняет… Команда: «Мотор!» Фрейндлих отыгрывает сцену и в конце падает на пол и теряет сознание.
Понимаете. Актриса упала в настоящий обморок, хотя играла роль. Посмотрите монолог из фильма в блистательном исполнении Фрейдлих:
Пример шестой. Речь пойдет о знаменитой блогерше Ивлеевой, которая зачем-то решила стать актрисой. Вот как проходила подготовка к роли (вернее, как не проходила):
Перед тем как пуститься во все тяжкие драматические роли, Настя планировала вплотную заняться актерским мастерством, но режиссер Александр Молочников подумал, что и так сойдет ни на минуту не сомневался в талантах начинающей актрисы и сразу пустил ее в большое плавание со сложными перевоплощениями.
И таких примеров можно привести ещё много. Ограничимся шестью, чтобы не перегружать статью. А что вы думаете? Пишите свои примеры. Будем делиться.