Подходит к своему логическому концу эпоха динозавров от торговли. Прямо на наших глазах огромные и когда-то успешные торговые пространства превращаются в пустеющие ангары.
Эти перемены необратимы и происходят уже несколько лет. У нас есть уникальная возможность наблюдать закат формата, но многие люди упорно отказываются верить или просто не замечают происходящего. Торговые центры ускоряющимся шагом идут в прошлое.
Возникновение ТЦ
Примерно в 20 веке у людей по всему миру появилась возможность приобрести себе личный транспорт и начать жить в более комфортных районах города, которые часто находились довольно далеко от центра. Машина делала расстояния меньшей проблемой.
Самые первые ТЦ были рассчитаны именно на владельцев авто. Они располагались на окраинах городов и имели огромные парковки.
Почти всегда их строили при гос поддержке. Торговля довольно быстро приносила плоды городам, которые вкладывались в ее развитие.
В России первыми ТЦ можно назвать Московский «ГУМ» (1893) и «Петровский пассаж» (1906).
Самый большой торговый центр в мире по площади – Iran Mall в Тегеране. Площадь здания — 1 950 000 м² (это примерно 270 футбольных полей).
На семи этажах работает более 700 торговых точек. Знаменитый The Dubai Mall уже не самый большой. Его площадь всего 1 200 000 м².
Самый крупный ТЦ Москвы — «Авиапарк» общая площадь 390 000 м2, торговая — 230 000 м2
Строили ТЦ с поразительным размахом. У застройщиков было некое соревнование – кто сделает ТЦ максимальной площади.
Каждый хотел иметь ангар больше, чем у конкурентов. К сожалению, все эти возведенные квадратные метры не смогли спасти компании от произошедших перемен.
Какие 5 причин привели ТЦ на грань краха. Почему с каждым годом компании-затройщики чувствуют себя все хуже?
1. Социальные причины
В Америке до середины 90-х годов возводили по 140 торговых центров в год, но в 2007 случился переломный момент, который оборвал эту череду. Впервые за полвека не было открыто ни одного нового ТЦ, а уже в 2008 эти ангары и вовсе начали закрываться.
Одна из причин – социальная. В торговых центрах начали проводить время не самые законопослушные граждане. Управляющий когда-то популярного в США ТЦ рассказывает про причины его закрытия:
«…женщины стали держаться в стороне от торгового центра, опасаясь молодых людей, которые начинали собираться там»
Не каждый способен почувствовать себя комфортно в толпе людей. Для многих такие скопления вызывают желание срочно убежать, но приходится терпеть, чтоб совершить желаемые покупки.
Сейчас технологии позволяют сократить взаимодействие с людьми до минимума, если есть такое желание.
2. Старя бизнес-модель
Как с пейджерами, операторами такси, прокатом видеокасет, компанией «Нокия». Расслабился на лаврах, немного зазевался и на повороте тебя уже обгоняют конкуренты, а про тебя все забыли. Не успел перестроиться и моментально оказался на свалке истории.
Прямо сейчас небольшие торговые точки у дома добивают гипермаркеты (да-да, не надо писать про «Глобус», пока это исключение), а магазины одежды перебираются в онлайн, закрывая свои бутики. Игнорируя все эти причитания староверов, мол, надо же обязательно пощупать и посмотреть перед покупкой.
Такая же история происходит с ТЦ. Еще в далеком 2008 году журнал newsweek назвал формат торговых центров неперспективным (мягко говоря).
Печальнее всего, что даже понимая и соглашаясь с тем, что у них проблемы, они ничего с этим не могут поделать. Построенные ангары просто не предназначены для чего-то другого.
3. Вам посылка
Массовая доставка появилась в наших городах не так давно. Еще можно вспомнить времена без курьеров. Никаких людей с желтыми и зелеными сумками за плечами. С их появлением сильно поменялась наша механика потребления.
Современные покупатели не готовы тратить 15 минут, чтоб одеться и дойти до ближайшего кафе. Стало проще заказать доставку бургеров или пиццы прямо в офис или домой.
Крупные корпорации перестали так сильно вкладываться в открытие новых магазинов и даже сокращают их количество. У всех фокус стоит на онлайн продажах.
В России маркетплейсы вообще перевернули привычный уклад для областей больших городов. Не надо никуда ехать — все привезут к тебе.
Больше не надо месяцами ждать свою посылку и надеяться, что все приедет в сохранности. А вдруг не подойдет размер? Так можно заказать сразу несколько и выбрать нужный. Доставка – это еще один гвоздь в гроб крупных форматов торговли.
4. Развлечения
Когда-то давно, чтоб посмотреть новый фильм приходилось обязательно идти в кинотеатр. Эти кинокомплексы всегда были якорем, который приводит людей в ТЦ. Сейчас не только стало сильно больше развлечений, но даже фильмы можно посмотреть из дома.
Многим так удобнее. Не надо подстраиваться под время сеанса, не надо смотреть 10 минут рекламы в начале,
в любой момент можно поставить на паузу и вернуться к просмотру позже, а стоимость билетов в кинотеатрах сейчас такая, что дешевле оформить подписку и смотреть фильмы онлайн целый месяц.
5. Долго и дорого
Чтоб добраться до ТЦ нужно собраться, потратить деньги на бензин, отстоять в пробках, найти терминал оплаты парковки, несколько часов обходить все эти этажи в поисках нужных магазинов. Не факт, что там будет нужный вам размер или цвет.
В интернет-магазине перед вами открыта сразу вся витрина. В два клика выбрать категорию или отсортировать по ценам. Более того, в онлайне чаще проводят всякие акции и дарят бонусы за заказы. Потому что компаниям очень хотят, чтоб люди пользовались их сайтом/приложением.
Розничные точки просто не могут конкурировать по ассортименту со своим представительством в сети. Одно уже распродали, другое еще не приехало.
Сегодня по всему миру ТЦ пробуют переоборудовать под офисы, жилые квартиры, производственные помещения. Пытаются завлекать людей детскими парками аттракционов и тренажерными залами,
но все это довольно слабые попытки, которые смогут ненадолго отсрочит неизбежное. Такими мерами переломить общую неутешительную для них тенденцию не получится.