Православный взгляд на «Мастера и Маргариту» — гениальный роман или богохульство

Горячие споры, касающиеся “Мастера и Маргариты”, не утихают и по сей день. Некоторые говорят об этом романе с восхищением, а иные ругают Булгакова, называя его “поклонником дьявола”.

И, пожалуй, самым неоднозначным отношением к этому произведению славятся именно христиане.

Несомненно, “Мастер и Маргарита” — роман гениальный. Он отличается многогранностью, которую не каждый читатель способен оценить.

Булгаков прибегает к параллельному повествованию: он описывает и события, происходящие в далёком прошлом, и советскую современность.

При этом роман написан вовсе не о Мастере и его возлюбленной — эти герои, скорее, второстепенны. Истинным центром повествования становится харизматичный Воланд, появившийся в Москве в канун Пасхи.

Булгаков отбрасывает типичность и характерность — он отказывается от очевидного контраста добра и зла, но сопоставляет ветхий сатанизм (то есть самого Воланда) с адской большевистской машиной.

Таким образом действия Тёмного Князя и его прислужников принимают вполне безобидный и даже старомодный вид в декорациях жестоких тридцатых годов.

Многие, прочитав роман, посчитали, что Булгаков откровенно надругался над Евангелием — его называли и отреченцем, и дьявольским слугой.

Но каким же Михаил Булгаков был на самом деле? По мнению некоторых критиков, возмутительно не столько само произведение, сколько жизнь московских жителей, описанных в нём.

Кроме того, внимательные читатели отметили тот факт, что сам Воланд упоминает о реальности Христа. Назревает логичный вопрос: кем же на самом деле был Иисус Христос? Собственно, он-то и побуждает людей искать на него достоверный ответ.

“Мастер и Маргарита” не пропагандирует веру в сатану, но скорее показывает, насколько абсурдна идея атеизма.

К слову, сам Булгаков, говоря о главах, посвящённых Пилату, рассказал о том, что преследовал идею написать пародию на популярные в те годы атеистические толкования Евангельских текстов.

Читайте также  Вот как мать спасла любимого сына от здоровых бритоголовых мужиков, которые грозились поломать ему ноги

Прописывая образ Мастера, Михаил Афанасьевич демонстрирует нам, на какие мучения обрекает себя тот, что по своей воле отрекается от Господа и обращается к дьяволу.

Маргарита предстаёт перед нами в образе довольно легкомысленной скучающей дамы — её не беспокоит собственный супруг, но, в то же время, она готова продать душу и стать ведьмой ради возможности оставаться рядом со своим возлюбленным, Мастером.

В конце концов, Воланд и его слуги возвращаются в ад, взяв с собой Мастера и Маргариту. Там влюблённые находят долгожданный покой, однако покой этот — тёмный, лишённый Божественного присутствия и света.

О смысле провокационного романа не раз спорили не только досужие читатели, но и богословы.

Некоторые из них считают “Мастера и Маргариту” изящной апологией сатанизму — человек, ознакомившись с этим произведением, может решить, что в связи с дьяволом на самом деле нету ничего ужасного.

Ведь зло, представ перед нами в своём истинном облике, пугает и отвращает нас. Однако, если оно будет “упаковано” в красивую, элегантную обёртку, от прежнего страха и отторжения не останется и следа.

Напротив — тогда зло станет необъяснимо притягательным. Именно такими Булгаков и описывает Воланда и его приближённых — они, конечно, негодяи, но чертовски обаятельные.

Тем не менее, патриарх Кирилл довольно высоко оценивает “Мастера и Маргариту” — он считает, что Булгаков рисует образ безбожного человека того времени очень талантливо и достоверно.

Важно помнить о том, что Михаил Афанасьевич работал над данным произведением в эпоху гонений на Православную веру. Иными словами, роман, написанный о Христе, не приняло бы ни одно издательство.

А потому многие произведения, написанные в подобные периоды, умышленно зашифровываются авторами. По этой причине разные поколения читателей находят в этих книгах что-то, актуальное именно для них.

Читайте также  "Я мог бы начать прямо сейчас": еще 11 занимательных историй про известных людей

Роман “Мастер и Маргарита” писался в тридцатые годы, однако издали его лишь спустя тридцать лет.

Тогда произведение поразило публику трогательной, пылкой любовью Мастера и Маргариты, а беседы, которые вели Иешуа и Пилат, были истолкованы как проекция взаимоотношений между поэтом и властью.

Ивана Бездомного посчитали человеком, тянущимся к знаниям, а Воланда — обаятельным аристократом.

В восьмидесятые годы роман комментировали примерно в том же духе, а в девяностые посчитали “эпатажным” и “дерзким”.

В двухтысячные годы “Мастера и Маргариту” жёстко критиковали не только обыватели, но и служители Церкви. Михаил Афанасьевич в ту пору считался “поклонником сатаны”, а его творение — “чёрной мессой”.

Однако вскоре были обнародованы письма и черновики Булгакова, и эти теории потерпели фиаско.

Сегодняшние читатели (в том числе — и духовные лица) стремятся истолковывать этот роман беспристрастно, опираясь на факты.

Своим мнением на этот счёт делится иеромонах Димитрий Першин: “…Мне кажется, беда “Мастера и Маргариты” в том, что писался он для одних людей, а читается совсем другими.

Вспомним о том, что роман вышел только в шестидесятых года, а потому и судьба ему была уготована совсем не та, на которую рассчитывал Булгаков… Тогда люди увидели в “Мастере и Маргарите” дерзкую раскованность, и она шокировала их.

По прошествии времени “Мастер и Маргарита” трансформировался в некое подобие водевиля, изобилующее спецэффектами — полётами на мётлах и балом с нечистью.

В романе Булгаков затрагивает историю Нового Завета. Естественно, многим верующим людям это не понравилось.

Мне кажется, это в результате и стало почвой для той самой напряжённости, однако же нельзя забывать о черновиках и дневниках Михаила Афанасьевича — они демонстрируют нам развитие его мыслей и идей.

Читайте также  Никто не догадывался, а у нее были поражены почти все органы. Глаголева 10 лет боролась с опасной болезнью!

Я склоняюсь к тому, что с самого начала Булгаков всё-таки задумывал апологию — он хотел отстоять реальность Божественного в мире, где царствовали безбожность и атеизм”.

И, наконец, нельзя не упомянуть об одной интересной закономерности: после прочтения “Мастера и Маргариты” многие люди, до этого отрицавшие существование Господа и Православную веру, по их собственному признанию, уверовали в Бога.

И этот поистине удивительный факт наводит на определённые размышления.

Источник