Сидеть или стоять в православном храме: Батюшка разложил всё по полочкам

В православном храме во время богослужения вполне можно сидеть. Некоторые думают, что сидят только в западной церкви, на западе.

Там в католических, православных, греческих храмах скамейки стоят. Традиция такая у них там. Но в какие-то нужные моменты все встают.

У нас в храмах скамейки по всему полу не стоят везде, только у стеночек, у батарей скамейки, стульчики стоят. То есть человек должен сам решать, может он стоять или ему нужно сидеть.

Здесь очень важно понимать, что трепетное, благоговейное отношение нашей души к Богу проявляется и в том, как мы молимся, в каком положении находится наше тело.

Человек — это не ангел, это душа и тело. Поэтому молиться Богу в храме, в мягких креслах, в полуразваленном положении тела не получится, потому что в таком случае молитвы не будет. Ведь тело при молитве должно тоже молиться.

Как тело молится?

Оно должно быть в напряжении, строгости, а не в расслабленности. Поэтому в русской православной традиции скамейки в середине храма не стоят, стоят только по стеночкам.

И чтобы не было путаницы во время богослужения, где можно сесть, где нельзя сесть, есть устав. И по уставу церковные люди, кто изучает богослужение, знают, на каких местах спокойно можно присесть.

Думаете, я как священник не присаживаюсь во время богослужения? Конечно, присаживаюсь в алтаре, только вы меня не видите. Но, если ты присел на скамеечку во время службы, это не значит, что нужно болтать, сидя на скамейке в храме.

У нас почему-то некоторые думают, раз ты на скамейку сел, ты сразу связь с Богом отключил, и можно заниматься своими делами, можно поболтать.

Очень ярко у нас это безобразие проявляется у многих прихожан на литургии после молитвы «Отче наш» перед причастием.

Еще пару минут до причастия и верующие прихожане почему-то себе в голову взяли, что это театральный антракт, можно не молиться и можно поболтать.

И начинается шум, как на вокзале. Священник в алтаре причащается, готовит святые дары, чтобы вынести для причастия. Все сразу шумно сели и давай болтать.

Если и присел на скамейку, то рот на замок, молись Богу. Если и нужно тебе присесть, сам решай, но молись Богу. Есть такое интересное выражение у святителя Филарета Дроздова «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Нужно с рассуждением ко всему относиться.

Читайте также  Еда из отходов. 20 видов пищевых отходов, которые я никогда не выбрасываю

Во время вечерней службы вполне можно присесть на чтение кафизм. На шестопсалмие – нет. А на кафизмах – да. После кафизм, после ектении малой «Паки и паки» звучат седалены. На седальнах можно присесть.

Но это надо знать, где они во время службы звучат. Многие, не зная структуры службы, просто не понимают. Поэтому здесь возникают некоторые сложности. Для этого надо просто взять службу и посмотреть устав.

Второй момент. Очень простой критерий, не всегда он верный, но хотя бы с чего-то начать можно. Когда царские врата открыты, желательно стоять.

Когда священство или священники, или архиереи в центре, то есть идет полиелейная служба, допустим, желательно стоять. Когда читается Евангелие, апостол, совершаются молитвы важные, самые важные в богослужении, желательно стоять.

Когда царские врата закрыты, тем более катапетасма может быть закрыта, тогда можно и присесть. Но при своем движении к скамейке нельзя создавать шум, нельзя шуршать пакетами и всех других отвлекать от молитвы.

Потому что ты решил присесть, и ты начинаешь шуметь очень сильно. Это нельзя. Тихонько нужно все делать.

В храме вообще разговаривать нельзя. Тем более это грех во время богослужения. Когда идет служба, разговаривать вообще нельзя. Стой, молись благоговейно Богу. Здоровый человек, есть крепость сил – стой. Больной человек, немощный – присядь и не смущайся.

Никто не должен никого дергать «А ты почему сел? Сейчас нельзя сидеть». Нельзя трогать человека. Пусть он сам решает, когда ему сидеть, когда ему стоять. Даже смотреть не надо на других. На себя смотри. Смотри за собой.

Но если ты решил по немощи человеческой присесть, не смущайся этим. По совести должен решать:

«Господи, прости меня, ноги так болят, стоять не могу» или «Спина так болит, что все, стоять уже не могу, думаю только о боли».

Присядь и сиди хоть всю службу, но благоговейно, с молитвой. И не нужно этим совершенно смущаться.

Некоторые даже в храм на службу не идут потому, что стесняются сидеть в храме, потому что не могут стоять по болезни. Совершенно неправильно. Ты немощный – спокойно сиди, крестись, молись.

Так же, как дома. Когда мы молимся или читаем Священное Писание, правильней стоять на ногах ровненько или на коленях, но уж точно не сидеть.

Читайте также  Как прочистить канализацию с помощью кофейной гущи

Но есть немощные люди, которые больны, старенькие, на ногах стоять не могут, или лежачие больные. Пусть они спокойно молятся, сидя, лежа, как могут.

Смиряются и не смущаются этим из-за немощи. Но не из-за лени своей, когда человек может стоять, но не хочет. Ему надо, чтобы все было комфортно, а это неправильно.

Поэтому во время богослужения в важные моменты службы надо стоять точно:

-Царские врата открыты – желательно стоять.
-Идет причастие – надо стоять.
-Идет проповедь – никто сидеть не должен.

-Идет полиелей, помазание маслом – тоже нужно стоять.
-Читается Писание – надо стоять.

-Если немощный, спокойно присядь, сиди, но тихо-тихо, чтобы никому не мешать, себя не отвлекать от молитвы, не отвлекать от молитвы других.

В этом смысле можно даже ввести такое правило: если ты идешь в храм, и у тебя какая-то сумка, пакет, то бери тряпичную сумку. Ни в коем случае не целлофановые пакеты. Ты обязательно будешь шуршать на весь храм и смущать других. Надо думать и об этом тоже, чтобы не воровать молитвы у других.

Как пишется в Писании, в Церкви все благообразно и по чину да бывает. Поэтому традиционно все стараются благоговейно стоять в храме на службе.

До службы пришел, если взял свечки, поставил свечки, поцеловал иконочки, помолился святым. Служба началась – стоишь на своем месте, как солдатик в строгости ума и сердца в молитвах к Богу.

Если нужно выйти по какой-то причине, то по центру храма должен быть проход даже если там много людей. Центр надо стараться освобождать, чтобы кто-то, если выходит, не толкался через всех, а спокойно мог через центр выйти и потом зайти.

Когда совсем много людей, это редко бывает, но все-таки бывает, тогда тоже нужно стараться проходить через центр.

Бывает, если очень много людей, то тут очень сложно что-то соблюсти, потому что, как кильки в бочке, все стоят. Лучше все дела сделать до службы, и всю службу, конечно, стоять со смирением, со страхом Божиим перед престолом Божиим, перед самим Христом.

Через это, когда человек стоит в молитве, тоже проявляется смирение и благоговение, и любовь к Богу.

Но если ты встал, то не нужно бегать по храму, не нужно головой вертеть. Уши слушают молитву, священника, сердце молится, умом сосредотачиваться на молитве. Если потерял молитву, вспомни грехи свои, кайся о грехах своих короткой молитвой.

Читайте также  Неочевидный признак, но, к сожалению, 100%-ный, что ваш избранник вас не любит

Мы должны этот час, два, три, сколько идет богослужение, пожертвовать Богу. Эта наша жертва должна быть максимально чиста в мыслях, в сердце от всех других помыслов, всей другой суеты земной.

Поэтому нужно внимательно следить за мыслями, чувствами, когда ты стоишь в храме или дома, когда ты молишься, чтобы молиться внимательно.

Для внимательной молитвы очень важно, как расположено твое тело. Ты стоишь или на коленках, или ты сидишь. Попробуйте дома. Сядьте в кресло удобное и попробуйте Богу помолиться со всем вниманием.

Я уверен, что практически ни у кого не получится. И сравните, как вы будете молиться, стоя на коленях перед Богом или стоя на ногах. Совершенно разный опыт молитв.

Поэтому у нас в церкви в России традиционно в храме все должны благоговейно стоять. Нам так легче молиться.

Мы себя готовы напрягать и жертвовать своим комфортом, чтобы перед Богом иметь это благоговение и молиться усерднее, чтобы молитва была сосредоточенной.

А во время службы есть моменты, где можно спокойно присесть. Если устал: «Господи, прости меня грешного» и тихонько присел.

Силы появились – обратно встал и молись. Не можешь стоять – сиди, но с благоговением. Можешь стоять – лучше стой. На седальнах, на кафизмах, в принципе, можно присесть.

Если дети присели где-то, ничего страшного в этом нет. Но если дети сядут на скамейках и будут баловаться, вот это неправильно.

Если пришли в храм молиться, давайте молиться. Если хочешь баловаться, сиди дома балуйся. За этим должны родители следить. Учить детей молитве.

Во всяком случае, в самом храме вести себя нужно всегда строго и благоговейно. В этом проявляется любовь к Богу. Об этом говорит церковный устав.

Все традиции церковные, богослужебные, помогают нам правильно молиться, чтобы не терять любви к Богу и внимания в молитве к Богу. Самое лучшее положение, чтобы внимание сохранять, — это стоять все же. Спаси Христос!

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊 Текст основан на видео с канала «Игумен Никита Зеленюк»

Источник