«Артисты — это Боги! А Боги всегда одиноки». Алла Ларионова бережно и ласково провела пальцами по надписи на старой фотографии и грустно улыбнулась.
Память унесла её в те давние времена, когда она была молода и до конца не понимала, что такое одиночество творческой души.
Фотографию юной актрисе подарил «Грустный Пьеро» и живая легенда —Александр Вертинский. Хранила Алла и другой его памятный подарок — стихотворение, посвящённое ей, с автографом Александра.
А ведь за этот листок бумаги ей когда-то предлагали 10 тысяч долларов! Она тогда вела уже скромный образ жизни, но на деньги не польстилась.
«В Ваши годы память надо получше иметь»
Алла родилась в Москве 19 февраля 1931 года, жила с родителями в самом центре. Отец был директором райпищеторга, а мать работала завхозом в детском саду.
Когда началась война, папа пошёл в народное ополчение, оставшись оборонять столицу, а мама с Аллочкой и её старшим братом уехала в эвакуацию в Мензелинск и пошла работать в госпиталь.
Алла часто выступала перед ранеными бойцами вместе с другими детьми. Выздоравливающие угощали ребят сахаром и хлебом, делясь небогатым пайком, хвалили и говорили, что мальчишки и девчонки непременно станут артистами, когда вырастут.
Наверное, тогда у Аллы появилась мечта стать актрисой, поэтому она совсем не удивилась, когда после войны её, прогуливающуюся по московскому бульвару, пригласили прийти на «Мосфильм».
Аллочка была совсем не похожа на звезду — кудрявая, смешная девчонка. Но она снялась в крохотных ролях в фильмах «Мичурин» и «Поезд идёт на Восток» и окончательно определилась с выбором профессии.
После окончания школы в 1948 году девушка попробовала поступить в ГИТИС.
— В Ваши годы память надо получше иметь, иначе как будете запоминать роль? — Андрей Гончаров насмешливо смотрел на сбившуюся и забывшую стихотворные строчки Ларионову.
Экзамен был с треском провален.
— Возьми себя в руки! — приказала Алла сама себе, сдержав подступающие слёзы. — Ещё не всё потеряно!
Во ВГИК, куда отправилась Ларионова, её тоже не хотели принимать. На свой курс в 1948 году набирали прославленные супруги режиссёр Сергей Герасимов и актриса Тамара Макарова.
И Герасимову Ларионова категорически не понравилась. Но Макарова прониклась симпатией к поникшей девушке и упросила мужа дать Алле шанс.
Такие таланты нам самим нужны!
В 1951 году Александр Птушко готовился снимать картину «Садко», а актёров подбирал Георгий Натансон. На роль Любавы отсмотрели около 200 претенденток, но Птушко никто не понравился. Тут-то Натансон и вспомнил о смешной девчонке, сыгравшей крохотные роли.
— Когда на «Мосфильме» появилась Алла Ларионова, Птушко воскликнул: «Есть Любава! Иди, девочка, в соседнюю комнату, читай сценарий, готовься к съемкам», — вспоминал Георгий Натансон.
В ноябре 1951 года актриса уехала на съемки в Ялту. Роль невесты Садко сделала Аллу известной. В 1953 году она впервые поехала за границу на Венецианский кинофестиваль в составе советской группы, представляющей этот фильм в Венеции.
На Ларионову в Италии любовались, ей говорили комплименты и делали предложения о съёмках. Но суровые представители Госкино отгоняли заграничных кинодельцов со словами: «Такие таланты нам самим нужны, Ларионова будет занята много лет подряд!»
То ли, чтобы не бросать слов на ветер, то ли по счастливой случайности, Аллу по возвращению в Москву утвердили на главную роль в фильме «Анна на шее» режиссёра Исидора Анненского.
Звёздная роль — навеки в истории кинематографа
Впереди Ларионову ждало много работ в кино: значительных и проходных, в главных ролях и второго плана.
Но роль Анны сразу вознесла её вверх, это был восхитительный подарок судьбы, после выхода фильмы на экраны 22-летняя актриса мгновенно стала звездой.
Картина принесла ей и трогательную дружбу с Вертинским, тоже игравшем в чеховской экранизации. Поначалу он смотрел на неё с недоверием и недовольством, так как предлагал на роль Анны свою протеже, более опытную актрису.
Но посмотрел, как Ларионова работает, снимаясь в невесомом пеньюаре в неотапливаемом павильоне (а на улице было -30), послушал, как смеётся, словно колокольчик звенит, увидел, как она грациозна и неутомима, безропотно делая дубль за дублем, и сердце его растаяло.
Это была их единственная совместная работа в кино, но до самой смерти Вертинского они обменивались поздравлениями, общались, а на день рождения Аллы в феврале Александр посылал ей корзину белой сирени.
«Двенадцатая ночь» и гарем из артисток
Сразу после её звездной роли Ян Фрид пригласил Ларионову сняться в «Двенадцатой ночи» в роли Оливии. На съёмки шекспировской экранизации заглянул министр культуры Георгий Александров.
Он был сражён красотой и обаянием молодой актрисы, и приглашения её на приёмы в министерство культуры стали связывать с тем, что чиновник в неё влюбился.
Сплетни нарастали, как снежный ком, так как министр был мужчиной, не чурающимся любовных похождений. В конце концов, его сняли с должности и исключили из партии.
— Говорили, что у него был гарем из артисток, — вспоминала Ларионова. — К этому гарему приписали и меня!
Алла почувствовала, что атмосфера вокруг неё сгустилась. Из-за грязных сплетен её перестали приглашать в фильмы и творческие поездки.
Тогда она написала письмо новому министру культуры Николаю Михайлову, в котором горячо просила разобраться в ситуации — она свою честь комсомолки и советской женщины ничем не запятнала!
Министр во всём разобрался, а Ларионова поехала в составе советской делегации во Францию. В Париже она встретилась со звездами французского театра и кино — Жераром Филипом и Дани Робен и поэтом Луи Арагоном.
На прощальном ужине Жерар Филип написал актрисе шутливый стишок на ресторанном меню: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».
Любовные увлечения звезды
Как рассказывала сама Алла Ларионова, с её сокурсником Николаем Рыбниковым у неё сначала были товарищеские отношения, а сам Коля жил гражданским браком с какой-то девушкой. Но на третьем курсе она вдруг влюбилась в Рыбникова!
— Как-то Алла зашла ко мне в гости, — вспоминала её подруга в те годы Нина Гребешкова. — У нее в лице была какая-то обречённость. Я спрашиваю, что случилось. А она с такой мукой и безысходностью в голосе отвечает: «Я влюбилась в Колю».
Но она перегорела, пока он не обращал на неё внимания, увлеклась другим. Рыбников же на четвёртом курсе вдруг разглядел необычайно похорошевшую Аллу и понял, что ему больше никто не нужен.
Весельчак, рубаха-парень, развлекавший студентов своими изобретательными выходками, за одну из которых его даже исключили из комсомола, посерьёзнел и остепенился. Часто он сидел у родителей Аллы, ведя с ними долгие беседы и «гоняя чаи», пока она порхала где-то.
Ларионова же влюбилась в актёра Ивана Переверзева, красавца и ловеласа. В 1956 году она уехала с ним в Белоруссию на съёмки «Полесской легенды», а вскоре обнаружила, что беременна.
Почти одновременно забеременела ещё одна актриса, но Иван не выбирал между ней и Аллой — он вернулся к бывшей супруге Надежде Чередниченко, которая воспитывала их маленького сына.
Алла тогда была уже на восьмом месяце беременности. Конечно, для Ларионовой всё происходящее было невыносимо больно.
«Ну что, Коля, кончилась твоя холостая жизнь?»
Говорят, что Рыбников был буквально одержим Аллой, поэтому быстро узнал, в каком она положении. Он рванул к Ларионовой прямо со съёмок в фильме «Высота» и предложил ей руку и сердце. В ЗАГСе он упросил сотрудниц расписать их сразу же, а они не смогли отказать любимцу зрителей.
По возвращению Николая ждал грандиозный скандал, но актёр показал штамп в паспорте.
— Видели? По закону имел право на три дня отдыха!
Конечно, ему всё простили и порадовались вместе с ним — Рыбников весь светился от переполнявшего его счастья.
На премьере «Высоты» он сидел в зале вместе с любимой Аллочкой, и когда его герой произнёс с экрана: «Ну что, Коля, кончилась твоя холостая жизнь?» — зрители зааплодировали.
Родившейся Алёнке он дал свою фамилию и любил, как родную дочь. Алла решилась и ещё на одного ребёнка. Она сама говорила, что актрисы часто остаются бездетными, а двое детей — большая редкость.
Но она не могла не родить Николаю и его собственное дитя. С воспитанием Алёны и Арины очень помогала мать Аллы. Дочери обожали своих родителей, как и они их, но в детстве малышки редко видели маму и папу.
Как-то Арина увидев на улице портрет Хрущева, радостно закричала «Папочка!», а маму с гастролей девчушки встретили настороженным приветствием «Здравствуйте, тётя!».
Тогда бабушка поставила на видное место фотографии Аллы и Николая и рассказывала внучкам истории про маму и папу.
У Рыбникова и Ларионовой было много совместных фильмов. Впервые они снялись вместе ещё до брака в фильме «Команда с нашей улицы» (1953).
А после женитьбы была короткометражка «Ведьма», отхватившая призы кинофестивалей в Каннах, Сан-Франциско и Монте-Карло.
Потом они будут играть в картинах «Две жизни» (1961), «Дядюшкин сон» (1966), «Длинный день Кольки Павлюкова» (1968), «Старый знакомый» (1969), «Седьмое небо» (1971) и «Семья Ивановых» (1975).
Они очень много ездили по стране с концертами и снимались поодиночке — это были настоящие звёзды советского кинематографа! У них не было зависти друг к другу, оба были знамениты.
Алла и Николай были открытыми людьми, и их дом гостеприимно открывал двери для друзей. Они заработали сначала на двухкомнатную кооперативную квартиру, а потом приобрели две рядом и объединили их в пятикомнатную.
Там и проводили весёлые застолья, в гости приходили не только актёры, у них бывали писатели, художники, космонавты чиновники и музыканты. Особенно славились на хлебосольном столе «рыбниковские» пельмени, которые лепили в огромном количестве.
Кино — сначала успех, потом забвение
Алла Ларионова сыграла очень разноплановые роли. Признавала, что сначала эксплуатировали её красоту.
Ей хорошо удавались роли аристократок с утончёнными манерами, её Одинцову из «Отцов и детей» хвалили за 100% попадание в тургеневский образ, а сыгранная ею супруга Петипа в «Третьей молодости» поражала соответствием эпохе.
Актриса не чуралась и ролей неоднозначных или отрицательных героинь. Её Наташа в «Трёх сёстрах» преображалась из бесхитростной девушки в холодную расчётливую стервятницу, а в фильме «Ко мне, Мухтар!» Ларионова сыграла небольшую роль напыщенной эгоистки.
60-е были расцветом актрисы, она очень много снималась. В 70-е на её счету всего лишь пять фильмов. В 1980 году Алла снялась в многосерийном фильме «Атланты и кариатиды» и в «Запретной зоне» в 1988 году.
Мало для целого десятилетия! Поэтому Ларионова много и неустанно ездила по стране, встречаясь со зрителями. Люди ценили это, ведь приезжала она в самые отдалённые уголки необъятного СССР.
Звезда советского кино осталась в их памяти добросердечной и приветливой женщиной, в которой не было и намёка на звёздную болезнь.
Рыбникова тоже мало приглашали в кино. Он-то вообще много гастролировал, так как концертные заработки казались ему легче, а актёр стремился и обеспечивать семью, и поддерживать реноме хлебосольного дома.
Закат карьеры Николай всё же переживал, а на боли в сердце не обращал внимания. Любимый артист миллионов немного не дожил до своего шестидесятилетия, тихо умерев во сне 22 октября 1990 года.
Дочери к тому времени жили отдельно, и Алла Ларионова обменяла квартиру на небольшую двухкомнатную. Не замкнулась в четырёх стенах, хотя тяжело переживала утрату мужа.
Но она играла в спектакле театра им. Вахтангова «Коварство, деньги и любовь», гастролируя по всей России и за границей.
Актриса с удовольствием играла в театральных постановках, радуясь, что всё-таки оказалась на сцене. В Театре Рубена Симонова у неё была роль в «Брызгах шампанского».
24 апреля 2000 года она вышла на сцену, а на следующий день не проснулась. Обеспокоенные родственники вызвали милицию, дверь квартиры открыли и нашли Аллу Дмитриевну.
Смерть её была лёгкой по заключению медиков, и она улыбалась во сне. Актриса пережила мужа на 10 лет, теперь они лежат рядышком на Троекуровском кладбище.
Алла Ларионова сыграла меньше, чем в 40 фильмах, но, увидев её на экране, забыть невозможно. Память о ней всегда будет жить в сердцах благодарных зрителей.