Как «правильно» войти на кладбище: что советует батюшка

Данная статья представляет собой текстовую расшифровку проповеди отца Никиты(Зеленюка) на Радоницу (14.05.2024).

Мы видим перед собой свечечки на подсвечниках, горящие огоньком. Но если возьмем в духовной лавке свечки, они же там без огня, просто свечки, и чтобы ее зажечь, нам нужно подойти к другому огоньку, к другой свечке с огнем.

Тогда сможем зажечь. Свеча от свечки зажигается. Так и в земной жизни. Мы можем здесь, покуда здесь, друг другу передать или радость, или боль.

Мы можем ближнего порадовать или обидеть, покуда мы здесь. Если же человек пошел в мир иной, как ему передать благодать Божию? Это не в наших силах совершенно.

Как помочь ближнему здесь? Мы знаем разные способы: и материально, и молитвенно, и поплакать рядом. Как помочь усопшему ближнему там? Это не в нашей силе совершенно.

Только Бог, который держит все в своей руке, и мир материальный, всю Вселенную, все галактики, и духовный мир, невидимый мир, все в его руках божественных. Только Бог может дать очищение, прощение, исцеление Царства Божьего.

Поэтому наша задача – молиться Богу, как за живых, здесь за себя, за близких, так и за усопших.

Молиться тому, кто может простить, и кто только один и властен прощать. Молиться тому Богу, Творцу, который только и может помиловать душу усопшего и поместить ее в рай. Это не в наших силах совершенно.

Поэтому так важно молиться Богу, иметь молитву за усопших, не совершать какие-либо суеверия бесполезные и думать, что этим поможем усопшим.

К примеру, прийти на кладбище и покушать там, посидеть, водки еще выпить и думать, что этим как-то можно помочь усопшим близким. Ни себе этим не помогут, ни ближним.

И после таких суеверных, глупых действий с кладбища будут уходить расстроенными, в отчаянии, в печали, в недоумении. Как же смерть забрала близкого, как она могла? Нас не спрашивают. Не нам смерть подчиняется, а Богу подчиняется ангел смерти.

Поэтому молитва к Богу об усопшем человеке, не умершем, а уснувшем, дарует и ему помощь от Бога, и Бог за эту молитву о другом и для самого молящегося утешает несение креста земного. Нужно молиться дома, молиться в храме.

Если на кладбище приходим, надо на кладбище молиться. Взять литию мирянского чина, во многих молитвословах она есть. Зажечь по возможности лампадку у креста, перекреститься и помолиться у могилки за усопшего.

Некоторые безумцы водку льют прям на могилу, дескать, чем-то это тем костям, которые там, поможет. Да чем? Кто-то в глупости говорит «земля тебе пухом». Каким пухом? Там тело разложилось до Страшного суда.

Тем более в древности пожелание «земля пухом» было проклятие, чтоб собаки разрыли могилу и расточили останки человека.

Читайте также  Для чего я всегда замораживаю молоко. Этот трюк выручал уже не раз!

Это было желание зла останкам умершего. Поэтому мы не желаем «землю пухом», мы желаем Царства Божия усопшим, чтобы Господь их помиловал.

Опять же, если мы здесь молимся Богу об усопшем, в храме молимся, дома, псалтири читаем, каноны заупокойные читаем, другие молитвы, на кладбище молимся,

милостыню совершаем за усопшего, то есть делаем все то, что нужно, и что мы можем делать как христиане в церкви, но если сам усопший в течение своей жизни не каялся, то наши свечки, наши псалтири ему не помогут.

Почему не помогут? Потому что насильно изменить волю человека мы не можем. Мы со своей волей никак справиться не можем. Тем более с волей близкого человека, свободной волей человека.

Если человек в жизни привык пить, к примеру, и любил это дело, и не каялся вообще, то мы его не исправим ни молитвами, ни псалтирями, ни свечками.

Человек в своей страсти в грехе, умерший без покаяния, стал похож в этом грехе на бесов, с ними сроднился. Мы не в силе точно ему помочь, потому что он сам не хотел. И Бог ему не поможет. Почему? Сам человек не хочет.

Так же, как у многих можно спросить в воскресный день, почему они не в храме. У многих крещенных и других некрещенных, которые знают о Христе, что Он за них умер и воскрес можно спросить:

«Почему не в храме? Почему некрещеный до сих пор? Почему Евангелие не читал ни разу в жизни? Почему даже не каешься никак? Почему даже не каешься никак?».
Многие говорят, что некогда.

И в таком состоянии человек идет и в иной мир, идет туда, где некогда – это ад. В аду некогда. Потому что он всей своей жизнью земной свое произволение проявил.

Он не хотел быть с Богом никак. И на любое Божий призыв от близких, родственников, бабушек, знакомых: «Давай в храм сходим», он агрессивно отвечал.

Как ему потом помочь? Да никак. Невольник — не богомольник. За уши в рай никого Бог не затаскивает. Поэтому церковь молится только за крещенных усопших.

Некрещенных мы оставляем на волю Божию. Но за них, неверующих людей, неправославных или самоубийц, мы не молимся. Оставим их на волю Божию.

Но молимся мы за верующих, за тех, кто каялись, как за братьев и сестер, потому что они проявили в жизни свою волю, произволение, хотя бы покаянием, как тот разбойник на кресте, который незадолго до своей смерти, но он обратился ко Христу и обрел первым вход в рай.

Все ли живущие обращаются ко Христу в земной жизни? Нет, не все. По какой причине? Чаще всего по проблемам земным. Будем молиться об упокоении православных христиан от веку усопших. Да дарует им Господь прощение Царство Небесное.

Читайте также  Мощная молитва на каждый день: моя жизнь просто развернулась на 180 градусов

Будем просить Бога Всемогущего, того, кто только и вправе простить грехи, очистить душу, и только и может Он, Творец, Владыка, взять душу к себе в свой рай. Это Его рай, это Его царство.

И туда не может войти тот, кто Богу не угоден, кто противился Богу, кто ругался с Богом, кто не каялся. Не войдет туда тот, кто всю жизнь жил как враг Божий. Ничто нечистое не войдет в Царство Божие.

Поэтому здесь мы должны каяться, готовиться к вечности, чтобы Бог нас не отринул. Слезами, молитвами, покаянием, милосердием очищать свою жизнь. Замаливать свои грехи нам надо.

И по возможности замаливать грехи близких, усопших, вымаливать детей, живых и усопших, молиться о предках своих, родителях, если они отошли в мир иной. Стараться молиться крепко, от всего сердца.

Помните слова в Евангелии, сказанные Христом о Страшном суде, о жизни вечной: если кто делал добро, пойдет в жизнь вечную, а кто делал зло, пойдет в муку вечную.

Если в этой жизни человек делал зло и не каялся, хоть свечками ему всю могилу обставьте, кадилами махать круглые сутки возле могилы или при похоронах, хоть всех священников собрать, но, если человек не каялся, мы не можем покрестить мертвого, мы не можем исповедать уже усопшего. Это не в нашей силе.

Здесь, в этой жизни, любого, приходящего на исповедь, священник принимает, он исповедуется, Бог его принимает, покуда здесь. Поэтому для многих нас страшен суд Божий.

Страшен именно потому, что мы не готовимся, не задумываемся об этом экзамене перед Творцом, не замаливаем свои грехи, не трудимся для того, чтобы приобрести милость Божию и в этой жизни, и благословение Божие в вечность.

Если бы мы с вами об этом задумывались серьезно, мы бы по-другому совершенно жили. Задумаемся об этом.

Сегодня Радоница, поэтому у нас есть желание, и церковь уже благословляет на девятый день после Светлой седмицы, после Пасхи, мы начинаем в церкви молиться и читать все заупокойные службы, и панихиды, и общие службы, литургические заупокойные службы.

Мы начинаем уже читать Псалтирь об упокоении. Недельку мы торжествовали, дальше будем нести крест свой, расслабляться нам некогда.

В сегодняшний день мы особо помолимся за усопших. Да дарует Господь пасхальную радость всем усопшим от века православным христианам.

Кто может, на кладбище уже идут сегодня, завтра, в другие дни. В пасхальную неделю на кладбище ходить не надо. Надо в храм ходить, а не на кладбище.

С сегодняшнего уже спокойно ходим на кладбище. Но опять же, чтобы помолиться, в тишине побыть, помолиться, но не кушать. Есть лишняя еда – найди голодного, накорми его.

Читайте также  Нашла выгодную альтернативу одноразовым прокладкам. Расскажу, на что их можно заменить

На кладбище нечего оставлять еду для собак, ворон и алкоголиков. Лучше кормить нищего и попросить его бедного помолиться за усопшего, чем оставлять что-то на кладбище, мусорить там.

Дай Бог всем усопшим, нашим близким, Царство Небесное, пасхальное торжество, чтобы Господь их благодатью обнял, и они наследовали жизнь вечную.

Покуда мы здесь, мы еще не знаем этого. Мы верим, надеемся. Как туда пойдем, там узнаем, чего мы стоим, и чего стоила жизнь близких наших. Там это откроется в полноте.

А здесь это немного приоткрывается через откровения Божии и через наши дела, наши поступки. Но все же мы уповаем на милость Божию. Все же мы знаем, что Бог не только справедлив, строгий судья, мы знаем, что Бог любвеобилен.

И поэтому мы имеем надежду сверх надежды и все равно молимся за усопших, молимся за близких и просим милосердного Бога, чтобы Господь простил усопших и простил нас живых.

Как нам не молиться Богу и не просить Его помощи, милосердия и прощения? Мы не в раю, мы изгнанники из рая, уже почти в аду живем со всеми соблазнами, грехами, пороками.

Крепче будем прибегать ко Господу, ко Христу, к благодати Божией, умоляя Его даровать прощение живым и усопшим.

Поэтому, зайдя на кладбище, подойдя к могилке своих близких, вы не стесняетесь просто подойти и обратиться от всего сердца ко всем усопшим: «Братья и сестры, Христос воскресе!».

Подходите к могилке, называете имя близкого своего дорогого человека и говорите от всего сердца: «Христос воскресе!». И там, на Небесах, в мире ином, эти братья и сестры, близкие, дружным хором, будут отвечать нам: «Воистину воскресе!».

Но глухие не слышат это. А многие святые, кому Бог открывал, это слышат. Помните, одно чудо Господь совершил в Киево-Печерском монастыре на Пасху. Там храм и вход в пещеры сразу, где многие останки, мощи святых, подвижников лежат.

И дьякон на каждении во время пасхальной службы покадил в храме, идет в пещерку, заходит туда с кадилом и говорит: «Братья, Христос воскресе!». Ему со всех пещер хором: «Воистину воскресе!». Он выбежал оттуда быстро. Господь так явил, что они все живые.

Как некоторые подвижники говорят, если мы с молитвой к Богу обратимся: «Все святые молите Бога о нас», там все святые скажут хором: «Господи, помилуй их!».

Они слышат нас. Мы глуховаты, а они не глухи. Поэтому с верой будем ходить на кладбище, похристосуемся с близкими, с верой понимая, что они слышат нас, а значит, мы можем порадоваться вместе с ними единой верой, общей пасхальной радостью. Христос воскресе!

Текст основан на видео с канала «игумен Никита Зеленюк»

Источник