Такое явление, как смерть, во все времена будоражило человеческое сознание. Огромное количество мифов, слухов, домыслов и даже примет связано именно с человеческой погибелью, и это вполне объяснимо — когда мы сталкиваемся с подобной утратой, нам очень сложно осознать и принять случившееся.
Некоторые люди продолжают звонить усопшему, иные не могут заставить себя отойти от его могилы, а третьи всё своё время проводят в храме…
И, конечно, многие из нас продолжают разговаривать с покойным, не желая расставаться с ним. Однако же, по мнению священнослужителей, ни к чему хорошему подобные «беседы» привести не могут.
Да, конечно, первые несколько дней дух покойного пребывает в нашем мире, находясь в тех местах и рядом с теми людьми, которые были ему дороги, однако просить его о молитвенной помощи ещё не время.
Кроме того, не все усопшие могут возносить молитвы о живущих, а лишь те, кого Господь сподобит подобной чести
. Если почивший при жизни стремился к Небесному Отцу и помогал людям, посещал церковь, прикасался к Святым Таинствам, а также следовал Спасительным заповедям, то он, конечно, сможет молиться о своих живых родных.
Некоторые христиане нередко ощущают такую молитвенную помощь, ведь Бог внемлет горячим мольбам их праведных усопших близких.
Но, конечно, наши родственники не сумеют стать для нас кем-то вроде Ангелов-Хранителей — Православная вера подобную возможность не допускает.
По мнению преподобного Анастасия Синаита, человеку, похоронившему своего близкого, не следует постоянно размышлять о том, что представляет собой посмертное существование.
Небесный Отец неспроста сокрыл это знание от людского ума. Когда мы начинаем искать ответы на подобные вопросы, мы начинаем что-то придумывать или фантазировать, вводя самих себя в заблуждение.
Истинный христианин не станет искушать себя ложными размышлениями, потому что он точно знает о том, что жизнь после погибели не прерывается, и что его дух продолжит существовать.
Однако какой именно будет эта жизнь, зависит только от нас, от наших нынешних поступков и от того, как мы проходим свой земной путь — с Богом или без Него. Но вернёмся к вопросу о молитвах мёртвых за живых.
Многие Православные священнослужители убеждены в том, что в существовании таких молитв не стоит сомневаться, ведь даже первые христиане часто обращались к своим почившим родным с подобными прошениями.
Однако не следует забывать об одном очень важном нюансе: вспомните, а был ли покойный по-настоящему верующим при жизни?
Это действительно важный вопрос, ведь все настоящие христиане приходятся друг другу братьями и сёстрами во Христе, и подобная связь никуда не исчезает даже после смерти.
Это подтверждает и иерей Стефан Домусчи: «…человек, почивший во Христе, хоть и гибнет телом, однако же дух его, соединяясь с Господом, продолжает жить.
И в те моменты, когда Православная Церковь провожает своих покойных в последний путь, она чувствует, что усопшие по-прежнему связаны с остальными христианами».
Наши физически умершие близкие, воссоединившиеся со Спасителем, могут возносить о нас молитвы — мы можем просить их о подобной помощи, и при этом они с радостью её окажут.
Конечно, и мы сами должны часто возносить молитвы о своих почивших родных — и не только о верующих людях, но даже о тех, кто при жизни не успел прийти к Господу. Таким людям наша молитвенная поддержка и благодеяния особенно нужны.
Однако же важно понимать, что речь в данном случае идёт не о беседах с мёртвыми, но именно о молитвах к ним, и молитвы эти нужно возносить с особой осторожностью и осмотрительностью.
Святой Анастасий Синаит, говоря о загробной участи душ, рассуждал следующим образом: «…Душа, ставшая бессмертной, получит просвещение от Святого Духа, однако же она по-прежнему сможет и видеть, и внимать нашим словам, и возносить о нас молитвы, и демонстрировать свою любовь к родным.
Но если душа не удостоится просвещения, она будет только терзаться угрызениями совести, но не будет способна более ни к чему».
По мнению Православной Церкви, разговаривать с покойными можно, однако же здесь подразумевается не разговор а привычном для нас смысле, но именно молитвенные беседы.
Помните о том, что и для нас, ныне живущих, и для почивших, заупокойные молитвы являются огромной помощью. Ведь молясь о своих покойных родных, творя милостыню в память о них и живя Богоугодно, мы утешаем и самих себя, и души наших любимых людей.
Согласен с этим и батюшка Евгений Подвысоцкий. Вот что он говорит, рассуждая о «разговорах между живыми и мёртвыми»:
«…Когда человек пытается поговорить с почившим и расслышать его голос «с того света», он, тем самым, попадает под влияние нечистой силы, не имеющий ни малейшего отношения к Господу и Православию.
А потому Церковь призывает нас к вознесению искренних и чистосердечных молитв — такое общение пойдёт на пользу и Вам, и Вашему покойному родственнику.
Безусловно, смерть близких — это всегда трагедия. Мы должны помнить о том, что физически связаться с этим человеком мы уже не сможем. Тем не менее, у нас остаётся возможность возносить молитвы, таким образом поддерживая духовную связь с усопшим.
Это очень важно, особенно на протяжении первых сорока дней. Не переставайте молиться, посещайте храм, ставьте свечи и ухаживайте за местом погребения своего близкого. Не переставайте заботиться и любить усопших, не забывайте о них.
Но, в то же время, помните о том, что всё хорошо в меру — не стоит дневать и ночевать на кладбище. Лучше как можно чаще поминайте усопшего молитвами, не переставайте поддерживать общение с живыми близкими и не зацикливайтесь на собственном горе.
Не забывайте о том, что человеческий дух бессмертен, и Вы обязательно встретитесь со всеми своими родными, когда придёт время».