Нужно ли и можно ли понуждать себя делать добрые дела, если очень не хочется делать? На этот вопрос ответил протоиерей Димитрий Смирнов.
Димитрий Смирнов, протоиерей: Дело в том, что добрые дела делать совершенно необходимо, независимо от того, хочется нам делать или нет. Хочется делать добрые дела только святым. А мы — люди ещё пока грешные, и поэтому нам не может хотеться.
Время от времени каким-то милым людям, которые нам по нраву, мы можем изредка что-нибудь сделать, когда у нас настроение есть.
Даже если у нас есть две одинаковые книжки, то мы посмотрим на них и подарим ту, которая более потрепанная. А чтобы подарить что-нибудь получше, так этого от нас не дождёшься.
Помня слова Господа о том, что Царство Божие нудится, надо ежедневно понуждать себя на добрые дела. То есть нужно всё время смотреть вокруг: нельзя ли какому-нибудь человеку что-нибудь доброе сделать?
Перевести слепого через улицу, помочь дворнику почистить снег у подъезда, посадить цветы на клумбе, починить замок, которым потом все будут пользоваться. И люди даже могут сказать, что ты — «как дурак». А тебе и нужно поступить «как дурак».
Про тебя говорят, что ты — дурак, а ты смиряешься с этим, потому что делаешь не так, как все люди. Зато людям будет польза. Это будет и добрым делом, и одновременно средством от гордости.
И все будут пользоваться этим замком, пока в очередной раз его не сломают. А потом можно опять починить, свои денежки вложить или даже потратиться на железную дверь. Сделать доброе дело для всех. Это очень полезно для души.
А если мы будем ждать вдохновения, то оно может не прийти. Мы же не какие-то поэты, чтобы ждать вдохновения. Обязательно нужен труд — понуждение себя. Чтобы Господь видел, что мы живём верой, а не чувствами.
Потому что, во-первых, чувства наши лгут, а, во-вторых, нас всё время смущают всякие помыслы, которые мы по глупости своей принимаем за свои и ужасаемся, забывая, что наша голова — это дом с открытыми дверями и выбитыми окнами.
Поэтому нет ничего удивительного, что туда залетают разные духи и делают там любой раздор, который им заблагорассудится.
И мы этому совершенно никак не умеем препятствовать, ибо совершенно не читаем книг духовных отцов, которые были опытны в этой брани.
Нужно понуждать себя и на молитву. Потому что самое доброе дело — это есть молитва. И, конечно, молиться всегда трудно.
В какие-то моменты бывает молиться легко. Но это случай особый, который происходит по милости Божьей. Нужно обязательно благодарить за это Бога. Но всегда так не бывает.
Обычно это тяжёлый труд. Мы — люди грешные и нам молиться трудно. Но тот, кто, несмотря на все трудности, продолжает молиться, тот, во-первых, этим смиряет свою гордость, а, во-вторых, творит посильное доброе дело.
Потому что если мы что-то не можем сделать руками (например, старый больной человек), то всегда можем молиться, за тех же врачей, за своих домочадцев, за соседей и вообще за кого угодно. И всё это, конечно, будет Богом услышано.
Себя нужно именно понуждать. Потому что христианство — это есть подвижничество. А подвижничество — это именно трудное продвижение вперёд. Это должен быть подвиг.
Вы думаете Александру Матросову так сильно хотелось, чтобы его прошила пулеметная очередь? Я думаю, что он не испытывал от этого никакого удовольствия. Но он посчитал, что в данный момент это сделать необходимо. Лучше он погибнет, чем другие ребята.
И он душу свою за них положил. И, благодаря этому, он теперь находится в Царствие Небесном.
Потому что он проявил высшую любовь, то есть оказался учеником Господа, причём по существу. Жизнь — это самое дорогое, что есть у нас на земле. И он её отдал. Это лучшее свидетельство. Хотел он или не хотел, но он понудил себя.
Конечно, каждый человек хочет жить. Но есть вещи, которые бывают дороже жизни. Это жизни других людей и наша любовь к ним. Надо всё время себя на это нудить. А когда мы войдём во вкус, то это будет приносить нам радость.