Олег Ефремов и его женщины: как губил дам самый типичный нарцисс из советской киноиндустрии

Есть такой феномен в психиатрии – «деревянное стекло» называется. Это сочетание холода и равнодушия к переживаниям других, и при этом крайней степени ранимости в отношении себя и того, что важно для себя самого.

Это гипертрофия обычного эгоцентризма, в норме имеющегося и у «здоровых» людей. К старости, как правило, обычная неотзывчивость к чувствам других людей и привычка ими манипулировать в своих целях выцветают в уплощенный аффект.

Такая личность почти всегда отягощена алкогольной или иными видами патологических зависимостей.

«Деревянное стекло» – симптом, который может встречаться и при нарциссическом расстройстве личности, и даже просто при выраженной нарциссической акцентуации.

Такие люди могут быть обычными бытовым – «кухонными» – тиранами. А могут и добиться больших успехов. Если есть какой-либо талант, то врожденная манипулятивность поможет реализовать его.

Олег Николаевич Ефремов – ярчайший пример того, как невероятная эмоциональность и чувствительность к своим переживаниям сочеталась с гадкими поступками по отношению к своим женщинам и коллегам.

Нарциссизм?… Не буду разбрасываться ярлыками. Но на мой скромный взгляд – да, самый банальнейший нарциссизм.

Удивительным образом он умел собирать вокруг себя единомышленников и создавать коалиции и маленькие «государства». Так им был создан «Современник», а потом заиграл новыми красками легендарный МХАТ, куда Ефремова, как актёра, сначала вообще не приняли.

Надо сделать важную оговорку: в юношестве он вел асоциальный образ жизни и имел все шансы загреметь в колонию. Школьные годы Ефремов провел под Воркутой.

Его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе. В Воркуте Олег познакомился с изнанкой жизни. Связался с дурной компанией, в пьяной драке ему повредили глаз и всю жизнь он плохо видел.

Как Ефремов потом сам честно рассказал в интервью – увлечение театром и переезд в Москву выдернули его из дурной компании. В противном случае его ждала либо тюрьма, либо смерть в шальной пьяной драке.

Он был молод, вдохновлен, ретив. У него не было ни здания, ни декораций, ни денег на костюмы и реквизит. Как было сказано выше, манипуляторы очень здорово умеют пользоваться ресурсами других людей.

В него поверили и за ним пошла творческая молодежь (в том числе из хороших столичных семей, то есть со связями): Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев (которого спустя десятилетия Ефремов хладнокровно уволит одним росчерком пера), Олег Табаков.

Читайте также  Как "хорошая девочка" перевоспитала хулигана: история любви хоккеиста Овечкина и папиной дочки Анастасии Шубской

Все они мечтали возродить теорию Станиславского. Студийцам удалось не только поставить несколько спектаклей и продержаться на плаву, но и со временем создать самый модный в Москве театр «Современник», билеты на спектакли которого разлетались как горячие пирожки.

В жизни Олега Ефремова, помимо любви к театру, были еще две большие страсти — алкоголь и женщины. И если женщин он оставлял безжалостно, едва угасал к ним интерес, то алкоголю он не изменял до последнего своего дня.

«Когда выпью — мне хорошо, а уж если рядом женщина, то и вовсе отлично!» — говорил Ефремов в интервью. О его любвеобильности ходили легенды.

Впрочем, кто-то утверждает, что на самом деле сердце актера было разбито (ах, эта история про ранное измученное сердце, верим-верим),

и все эти скоропалительные браки и романы на одну ночь или чуть дольше — всего лишь способ заглушить боль по той самой, единственной… Но это уже из разряда романтизации его похождений. Никакой «единственной» там не было.

В Школе-студии МХАТ Олег влюбился в самую красивую девушку курса — Ирочку Скобцеву. У них даже завязался роман. Но замуж дальновидная Ирина за Ефремова не пошла. Она нашла себе более крупную рыбу — Сергея Бондарчука. И правильно сделала.

Тогда он переключил внимание на другую однокурсницу – Лилию Толмачеву. Читал ей стихи и караулил после занятий. Наивная Лилия очаровалась таким проявлением внимания.

Уже через месяц после свадьбы Лилия поняла, в какое чудовище он превращался, стоило ему лишь немножко выпить, и потом он уже пил допьяна.

В довесок он изменял Лиле с актрисой-травести Маргаритой Куприяновой и 17-летней Галиной Волчек, а также примой Центрального детского театра Антониной Елисеевой. Лилия молодец, что не стала долго терпеть такой «брак» и подала на развод через полгода.

«Я слишком устала от его пьянства… — признавалась Лилия. — Ко всему прочему Олегу, как и алкоголь, нужны были женщины. Разные. Так он поддерживал себя в творческом накале».

После очередной ссоры Лилия заявила, что уезжает домой в Саратов — навестить больную маму. «Ты меня любишь? — спросила она мужа со слезами на глазах. — Так, как Ромео Джульетту?». «Ну и дура ты! И погибнешь оттого, что дура!» — был ответ Ефремова.

После отъезда Лилию в Саратов Олег воспрял с силами. Казалось, ему совершенно безразличны переживания молодой жены о больной матери. Ему было поразительно наплевать, он даже не пытался это равнодушие замаскировать.

Читайте также  «Села в машину к незнакомцам». Как вспомню, что мы сами творили, когда были подростками

Вскоре по театру пошел слух, что Галина Волчек забеременела от Ефремова, но сделала аборт. Она тогда была влюблена в Евстигнеева и желала побыстрее отделаться от Ефремова, поэтому и познакомила его с актрисой Ириной Мазурук, всячески способствуя роману между ними.

Олег и Ирина три года прожили в гражданском браке. В 1957 году у них родилась дочь Анастасия. Три года спустя, устав от постоянного пьянства и измен Ефремова, Ирина попыталась покончить с собой, ее спасли буквально чудом.

А что ж Олег Николаевич?… Вы думаете, его как-то задела попытка Ирины свести счеты с жизнью?… Нет, все его мысли уже занимала другая женщина. Нина Дорошина. Их токсичный роман с перерывами длился много лет.

Однажды Нина решила положить этому конец и вышла замуж за Олега Даля (там отдельная долгая история, Даль надломился после общения с Ефремовым, спился и умер рано).

По слухам, Ефремова на свадьбу не пригласили, но он заявился пьяный и устроил скандал: усадил на колени невесту и заявил: «А любишь ты все равно меня!». Испортить чужую свадьбу, наплевав на все нормы приличия?… Легко!

И все это несмотря на то, что его самого дома ждала беременная жена — актриса Алла Покровская. Кстати, о третьей жене…

Алла, дочь известного оперного режиссера Бориса Покровского, была очарована харизмой Ефремова. Родители же ее сразу увидели всю суть характера Олега, и мудро предостерегли свою дочь: свяжешь с этим эгоистом свою судьбу, пожалеешь. Но Аллочка не послушалась.

В итоге она терпела измены и запои своего мужа дольше всех его женщин – целых 12 лет. Перевоспитать или изменить его личность не получилось. Каким он был, таким же и остался.

Татьяна Лаврова, Ирина Мирошниченко, Вера Сотникова, Светлана Родина и другие бились за право оказаться рядом с Олегом Николаевичем на банкете, в его постели, сбегать до ларька за чекушкой… Многие пили вместе с ним, чтобы «быть ближе не столько физически, сколько духовно» (с).

И тут вопросы уже не к нему, а к этим женщинам… Некоторые из них – та же Мирошниченко – преследовали исключительно корыстные мотивы. Но ведь были и те дамы, которые искренне влюблялись и надеялись на взаимность.

Читайте также  Так вот как выглядит единственная супруга-вдова Юрия Шатунова, с которой он прожил 20 лет

Нельзя не сказать отдельно об извечном спутнике эгоцентризма и нарциссизма. Алкоголизм стал вехой театрального бомонда 70-х и 80-х.

В театре выпивка стала частью корпоративной культуры — без водки не обходилось ни одно собрание, а на гастролях вся труппа уходила в один большой запой. На долгие годы, уже и после Ефремова, в актерском мире стало принято напиваться.

Не просто культурно выпивать, а именно напиваться. Сколько наших актеров и актрис сгубил алкоголь! Сколько жизней и семей погубила иллюзия о том, что спиртное раскрепощает артиста и углубляет его актерский потенциал.

В штате МХАТа появилась специальная должность, обязывающая следить за худруком, когда он был нетрезв. Должность называлась «ассистент режиссера». Человек, занимавший эту должность, не имел отношения к искусству.

Эту должность Олег Николаевич утвердил лично. Во время гастролей, банкетов и других мероприятий ассистент режиссера должен был ходить за Ефремовым буквально по пятам, и когда адекватность оставляла нашего героя, его надо было незаметно увести с глаз публики.

Иногда для этого требовалось сильное снотворное, иногда приходилось и скручивать худруку руки и насильно уносить спать.

Последствия нашего образа жизни всегда неотвратимы. Мировоззрение Олега Николаевича «аукнулось», изменило жизни сотен тысяч людей. Косвенно – через его творчество. Но больше всего – не косвенно, а напрямую – он повлиял на жен и собственного сына Михаила.

О детстве Миши, о том, как мальчишка впервые напился в 13 лет, как стал с 15 лет убежденным антисоветчиком, как менял женщин, словно перчатки – об этом впору писать отдельную статью.

С годами его почти перестали интересовать интрижки, он стал довольно замкнутым человеком. По словам поэтессы Петрушевской, в театре все знали, что Олег Николаевич смертельно болен.

Сам же он продолжал активно работать. Ни один курс лечения Олег Николаевич не доводил до конца — бросал, как только чувствовал облегчение. И в этом тоже я вижу его нотки его личностных особенностей. Взялся бы за лечение серьезно – мог бы прожить дольше.

Олега Николаевича не стало в мае 2000-го. Причина смерти — онкология. Следующие 18 лет бразды правления МХТ им. Чехова держал в руках Олег Табаков. Но это уже совсем другая история…

Источник