Харизматичный, пластичный, озорной, но с вечной грустью в глазах. Таким запомнится Борис Моисеев.
Последний танец короля эпатажа
Тревожная кнопка
Он перенес два инсульта, но бодрился. Пытался говорить – выдавливал слова и фразы. Не мог без сцены и людей. И редко, но выбирался в свет. В мае прошлого года «король эпатажа» пришел на юбилей к Кристине Орбакайте.
Когда она была маленькой девочкой, Боря, словно отец, проводил с ней летние каникулы в Дагомысе. Считал дочерью и никак не мог пропустить пятидесятый день рождения. Появился в маске от ковида, бодрился, держал именинницу за руку.
– Последний раз его там видел, и он грустил, – рассказывает нам продюсер Иосиф Пригожин. – Был добрым, светлым, позитивным. У нас цех черствый, а Боря – широкий, добродушный и, главное, порядочный. Дружил с Махмудом Эсамбаевым, Кобзоном. Сколько лет мы знакомы!
В последние годы Моисеев почти не вставал. Не раздвигал шторы по утрам. Жил замкнуто. Сузил круг звездных друзей. Был на связи только с директором Сергеем Горохом.
У того в телефоне даже была «тревожная кнопка». Если Боре становилось плохо, поступал вызов. И директор, где бы ни находился, мчался к подопечному. Да и вообще, заглядывал каждый день.
– Я не хочу умирать, – признавался артист. – Всегда хотел жить и быть вечным. Но настиг третий инсульт. Певец ушел в 68 лет.
«Глухонемая любовь»
По легенде, родился артист в женской исправительной колонии Могилева. Мать попала туда якобы из-за политических взглядов. За решеткой соблазнила смотрителя и забеременела от него.
А погибла от руки глухого, который будто бы ошибся дверью и убил ее. Песню «Глухонемая любовь» Боря посвятил матери и этому трагическому случаю.
Позже старший брат артиста Маркс Толкач сообщил, что он родился в обычном роддоме Могилева, а историю придумал для пиара. Мама в тюрьме не сидела. Всю жизнь проработала на кожевенном заводе.
Была ярой коммунисткой и даже получила грамоту Верховного Совета СССР. Звали ее Геня Мойсес, потому что была польской еврейкой. Настоящее имя скрывала.
– Мы с Борей оба – из Могилева, – рассказал нам экс-солист группы «Турбомода» Саша Попов. – У нас было как в песне «Городок», где все просто и знакомо, где без спроса ходят в гости.
Да и до сих пор в Беларуси так. Можно прийти и попросить у соседа соли и хлеба. Потом Борис приезжал на могилу матери.
Стальная выдержка
Мамы не стало в 1990 году. Сын ездил к ней на кладбище в основном во время «Славянского базара». Из Витебска до Могилева два с половиной часа на автомобиле.
На фестивале Моисеев был частым гостем. В нулевые почти ни один «Слет славян» не обходился без него. В 2005 году на закрытии форума Боря на пару с Людмилой Гурченко представил песню «Петербург – Ленинград». И она вмиг стала хитом.
А в 2014-м побывал на «Славянском базаре» в последний раз. И показал по случаю шестидесятилетия программу «YOUбилейный бенефис». На концерте ему стало плохо, но артист все-таки завершил его. Пока шло шоу, никто ни о чем не догадывался.
Учился Боря в Минске. В 1964 году поступил в хореографическое училище на отделение классического танца. Уроки брал у заслуженной артистки БССР Нины Млодзинской.
А в 1974-м работал с «Песнярами». Снялся в музкомедии Юрия Цветкова «Ясь и Янина». В одном из эпизодов Моисеев и его партнерша танцуют под «Касiў Ясь канюшiну». Эта работа стала для Бориса дебютом в кино. В зрелом возрасте Моисеев часто выступал на Днях независимости в Минске.
– Искренний, щедрый был человек, – продолжает Саша Попов. – Безвозмездно многим помогал деньгами. В шоу-бизнесе таких светлых людей мало.
Из глубины души: Искал искорку малую
Артист сильно переживал по поводу собственного одиночества, но сохранял позитивный настрой.
В песне «Эгоист» есть глубоко прочувствованные строчки: «Не рожден для любви, и душа и постель холодна, черно-белый эскиз, жизнь скучна». Всю жизнь Боря пытался от него избавиться. Искал «звездочку алую, искорку малую», но так и не нашел.
– Я не понимаю, неужели меня нельзя любить? – удивлялся Моисеев. Не раз прощался с кем-то «на перекрестке двух дорог» навечно.
Боялся и одинокой старости. Но, как известно, то, чего боишься, и происходит. Правда, на людях Боря всегда был веселым. И радовал других.
«Не париться. Достойно жить. И никому не мешать», – таков был жизненный девиз артиста.
– Пусть процветают мир, сирень, ландыши, идет первый дождь. Дай бог, чтобы все просто любили друг друга.
История успеха: Роковая «Экспрессия»
Карьера певца стартовала с легкой руки Пугачевой.
Моисеев отлично танцевал, а вот музыкального образования так и не получил. Но певец брал уроки у композиторов Виктора Чайки и Кима Брейтбурга.
Серьезных вокальных данных ему и не требовалось. Наоборот, публике даже нравилась манера артиста шептать тексты. В каждой из песен была душа.
Для того чтобы это понять, достаточно переслушать «Черного лебедя», «Щелкунчика», «Звездочку», «День и ночь» и другие хиты.
Моисеев, как артист, не умел сидеть сложа руки. В 1978 году создал танцевальное трио «Экспрессия». Оно давало концерты в знаменитом юрмальском варьете «Морская жемчужина».
Коллектив заметила Алла Пугачева и предложила выступать вместе. Так Борис попал в шоу-бизнес.
С другой легендой, Людмилой Гурченко, Моисеев был не разлей вода. Но на гастролях в США между ними словно черная кошка пробежала. Каждый вечер они собирались в гримерке и составляли программу выступлений на завтра.
Занимался этим Боря. И Гурченко однажды забыла вписать песню «Пиджак в клеточку». И, когда шел концерт, без этого хита сразу начался «Петербург – Ленинград». Людмила Марковна разозлилась и уехала. И они так и не помирились.