«Для меня человек без чувства юмора — социально опасный человек», — говорил он, и сам шутил с непроницаемым лицом и проказничал как ребенок до самой старости.
И в то же время это был один из самых интеллигентных людей и на сцене, и в жизни. Он считал, что на свете есть только одна национальность — «хороший, порядочный человек».
Даже если вы и не видели Ростислава Плятта в кино, вы точно узнаете его волшебный голос. Его вкрадчивый баритон беседовал с Львёнком лежащем на солнышке, путешествовал вместе с лягушкой, и комментировал авантюрные похождения Остапа Бендера.
Сам же Плятт как актёр был мастером ролей второго плана. При чем в совершенно разных амплуа. Кажется, он переиграл всех. Хулиганов, революционеров, священников, мерзавцев, интеллигентов и трогательных джентльменов.
Плятт настолько не выносил чопорность что вместо своих юбилеев справлял антиюбилей, где сам со сцены весь вечер веселил гостей.
Многие знают замечательный дуэт Раневской и Плятта по театральным постановкам. Однако артисты сошлись намного раньше, а именно — в кино. Причем нужно отметить, что в большинстве картин ведущие роли забирала именно Раневская.
О поведении Ростислава Плятта в родном театре Моссовета говорили так: «Опять эти Пляттские штучки». Артист всё время кого-то разыгрывал.
В одном из спектаклей, он, будучи в образе важного начальника приподнял шляпу и оказалось, что на лбу у него написано нецензурное слово.
Зрители этого не видели, а вот артисты едва сдерживали смех. В тридцать лет Плятт на спор, голым искупался в Москве реке. Из милиции его, к счастью, быстро выпустили.
Ведь незадолго до этого на экраны вышел фильм «Подкидыш». Роль в котором принесла Плятту всенародную известность.
На съёмках фильма «Подкидыш» Плятт сам стал жертвой шуток. При чем посмеялась над ним маленькая девочка, Вероника Лебедева. Она была его коллегой по фильму.
В одной из сцен помощник режиссёра выливал Плятту холодную воду на голову. А девочка должна была вытирать её в кадре. Маленькая актриса капризничала. Приходилось переснимать. На двенадцатом дубле Плятт уже дрожал от холода.
После роли трогательного холостяка – геолога, Плятта стали приглашать в кино. Правда роли были в основном второго плана. Одна из самых успешных работ в фильме «Деловые люди».
А наиболее известной работой Плятта стала роль священника в фильме «Семнадцать мгновений весны», который принял сторону антифашистского сопротивления.
Как вспоминал сам Плятт, когда по телевизору шел показ картины, ему не давали прохода даже в магазине. Люди хотели узнать, что будет со Штирлицем и сможет ли пастор благополучно добраться до Швейцарии.
В личной жизни у Ростислава Плятта не всё было однозначно. Он любил приму Моссовета Веру Петровну Марецкую. При этом Плятт был женат.
Его супруга актриса того же театра Нина Бутова периодически угрожала: «Уйдёшь к Верке – повешусь». Так Плятт и жил. Разрываясь между театром и кино. Между любимой женщиной и той, с кем его связывало прошлое.
В 1978 году у Ростислава случилась двойная трагедия. Обе возлюбленные умерли почти одновременно. В один год. Чтобы пережить депрессию Плятт женился второй раз.
Вторая супруга работала с ним на радио. Разница в возрасте 20 лет. Людмила была женой его друга, которого он потерял после этого.
Ростислава Яновича были всевозможные награды, но он не пользовался регалиями. Зато бесконечно ходил по чиновникам и просил квартиры, машины и путёвки для других.
Не случайно за его доброе сердце и интеллигентные манеры коллеги называли его рыцарем театра. К Плятту зрители всех поколений испытывали безмерную любовь.
А у коллег он был эталоном качества настоящего актёрского таланта. И потому существует такая поговорка: «И будут говорить когда-то – вы батенька сыграли в четверть Плятта».