Ей было 19, когда она приехала покорять Москву. Столица встретила Екатерину равнодушно – эка невидаль, очередная стройная-красивая провинциалка приехала отстаивать свои права на место под солнцем. Но Вилкова стала одной из немногих, кому это удалось.
Путь к славе был тернист: упорство, много работы, железные нервы, умение не реагировать на подножки бывших любовников, и та самая пресловутая «женская мудрость»… На самом деле это невероятная Санта-Барбара. Прямо таки рекурсия из жен-духовников-мужей.
Вилкова в молодости жила с писателем Липскеровым, который, как считается, после разрыва неблагородно вывел физиологические особенности Вилковой в своем романе «Мясо снегиря».
А до Вилковой писатель был женат… угадаете на ком? На Кориковой, с которой Рощин, который духовник Любимова, который женат на Вилковой, с которой жил Липскеров и далее по кругу. ☻ ☻
Как известно, характер и способ преодоления трудностей формируется в детстве. А детство у будущей звезды было не совсем легким. Семья жила в деревянном бараке.
Отец будущей актрисы работал электриком, а мать трудилась вахтером. Семья страдала от дефицита, девочке приходилось донашивать одежду за старшим братом.
Но мне нравится, что Екатерина с достоинством, теплом и любовью вспоминает о своем детстве и не винит мать, что не ушла от бедного отца, и не винит отца за то, что не смог обеспечить семью.
«Однажды осознала, что просто хочу вырваться из этой реальности и оказаться в другом мире. Это не значит, что я ощущала себя несчастной или мне было плохо. Нет! Было хорошо, но тесно!
Хотелось по утрам чистить зубы не ледяной водой, а теплой. И волосы мыть, когда захочется, а не когда вода на плите согрелась. Думала: «Не хочу такой жизни, как у мамы.
Пусть будет по-другому. Хотя бы чуть-чуть!» Нет, с мамой все в порядке, ее-то все устраивает. Но я не желала повтора».
Родители отдали Катю на художественную гимнастику в юном возрасте. В этом виде спорта девочка делала большие успехи, получив звание кандидата в мастера спорта.
Это тоже о многом говорит: регулярные тренировки закаляют характер и приучают идти к своей цели методично, шаг за шагом. В юности екатерина увлеклась театром, записалась в драмкружок.
«Меня поразило, что в 14 лет Катя очень осознанно подходила к учебе, — вспоминает директор Нижегородского театрального училища Татьяна Цыганкова. — Первое время говорила слишком тихо.
Но так как Вилкова хорошо сложена, мы сразу тянули ее на главную героиню, и к концу учебы она вошла в пятерку лучших. На третьем курсе Нижегородский драматический театр выбрал ее на роль Офелии в «Гамлете». Предлагали ей остаться в труппе, но мне казалось, девочка стоит большего.»
После школы подала документы в Нижегородское театральное училище им.Евстигнеева. С 17 лет она «поселилась» на подмостках Нижегородского драматического театра.
На втором курсе с девушкой приключилась первая студенческая любовь. Если верить бывшим однокурсницам, в Москву Катя поехала как раз за своим любимым, а не из-за собственных амбиций.
Кате предложили работу в нескольких театрах НН, но она сказала: «Я поеду туда, где будет Денис!» Он поступил в магистратуру, Вилкова — в Школу-студию МХАТ. Но вскоре они расстались.
Она встретила свою студенческую любовь через несколько лет: мужчина стал солидным бизнесменом.
«Денис купил шикарный «Porsche Cayenne» и квартиру в центре Москвы, — говорит Ваганова. — Они с Катей отпраздновали Новый год, но чувства возобновить не удалось.»
Потом был период активной работы, ну и поиска «своего» мужчины – куда уж без этого. Выбирала она явно не тех. Вспомним того же Липскерова, который после расставания с Вилковой описал ее некомплиментарно в своем романе.
Ясно, что он сделал это от обиды и от мужского малодушия, и этот поступок более говорит о нем, чем о Екатерине.
Кстати, Липскеров позже расскажет, что от церкви девушку воротило: «Дмитрий, почему после вашего разрыва Катя в религию ударилась?
— Когда мы жили вместе, ее от церкви воротило. Я-то понимал, что ее мучают вопросы, ответы на которые она могла бы найти в вере. Пытался это объяснить, только она и слышать не хотела… После нашего расставания она стала встречаться с очень известным, но женатым бизнесменом.»
В 2005 году на съемках фильма «Сатисфакция» Вилкова знакомится с режиссером Михаилом Шевчуком. Мужчина был вдвое старше актрисы.
«Они стали жить вместе, — рассказывает Света. — Шевчук познакомил Катю с родителями, но Вилкова от него ушла: все эти кастрюльки и сковородки были не по ней.
Михаил, кстати, стал первым, кто написал специально для Екатерины главную роль. Это был сериал «Пантера», ради которого Катя отказалась от съемок в «Обитаемом острове».
Со временем Миша начал ревновать любимую к славе. Начались конфликты. Говорят, уход девушки так обидел Шевчука, что он до сих пор не простил ее.»
После этого романа СМИ поспешили навесить на Екатерину ярлык «актрисы, которая живет с режиссером и получает роли». Оно так и было, в принципе.
Но у нас эта традиция еще с Тарковского, даже еще раньше – с Ивана Пырьева. Что режиссеры своих любимых женщин делают звездными актрисами.
Когда ей было 27, она познакомилась с коллегой Ильей Любимовым. Ему на тот момент было 34 года. К счастью, эти отношения оказались серьезными. Любимов был (да и остается) очень набожным, воцерковленным человеком, серьезным мужчиной.
Екатерина ради него (а может, и ради себя – ведь потребность в духовном осмыслении жизни приходит с возрастом) тоже стала верующим человеком.
На самом деле очень радует, что этот союз получился крепким и счастливым. Потому что если бы не встреча с Любимовым, я рискну предположить, что Вилкова бы пополнила список возрастных разочаровавшихся в жизни актрис, нашедших утешение в бутылке и поражающих прессу своими откровениями о молодых годах.
Этого не произошло, Вилкова сейчас – это пример женщины, нашедшей себя и счастливой в семейной жизни. Наличие детей и семьи не мешает ей строить карьеру.
В последние годы у нее очень много ролей в интересных проектах. Тем самым она дала опровержение тем домыслам в СМИ, которые в 00-х поспешили приклеить на нее ярлык «актрисы, которая получает роли за сожительство с режиссерами».
Отвечая на вопрос в заголовке, в чем секрет и в чем «изюминка» Вилковой, которая выделила ее из толпы молодых актрис, можно привести отрывок из недавнего интервью с ней:
«Если бы были правила достижения успеха, получения большого количества денег, внимания, любви, счастья — это было бы как-то просто.
И все равно бы не работало, никакие схемы никогда не работают, только правила математики-физики остаются неизменными, число пи.
Успех он сегодня есть – завтра нет, как и любовь, счастье. Что касается семьи — стараешься поддерживать именно эти отношения. Я очень боюсь что-то в этом смысле упустить, потому что это то, ради чего я живу.»