Что значит верить в Бога и верить Богу? Об этом рассуждал Андрей Ткачёв. Андрей Ткачёв, протоиерей: В одной из проповедей Григория Паламы говорится, что одно дело — верить в Бога и другое дело — верить Богу. Действительно, это разные вещи — верить в Бога и верить Богу.
Верит в Бога не тот, кто верит, что Бог есть, а тот, кто верит, что он всё может у Бога выпросить. Эта фраза принадлежит одному святому человеку.
Что значит верить в Бога? Это значит признавать, что Он есть. И дальше не двигаться. Есть немало людей, которые позволяют Богу быть. Если спросить такого человека: «Ты в Бога веришь?» Он скажет: «Да».
Но если понаблюдать за ним или пожить возле него, то ты не найдёшь никаких подтверждений.
Перед едой он не перекрестился, имя Христа ни разу не назвал, его поведение никак не согласуется с нормами поведения верующего человека… И это, конечно, вопрос — верить ему или не верить.
Не верить ему тоже неправильно. Он же говорит, что в Бога верит. Значит, что-то в нём шевелится. Правда, эта вера никак не отражается на поверхности. И это странно.
Некоторые приходят в храм и просят отпеть их сродника. Спрашиваешь: «Он — крещёный?» Отвечают: «Не знаем».
— А он причащался когда-нибудь?
— Кажется, нет.
— Крестик носил?
— Нет.
— Молился утром и перед сном?
— Нет.
— Крестным знамением себя осенял? Бога вспоминал?
— Мы не помним.
Даже если человек и был крещёный, он так прожил свою жизнь, что близкие люди за многие годы не заметили ничего, связанного с верой: ни в разговоре, ни в поведении, ни в молитве, ни в посещении храма…
Многие из таких людей говорят: «Я верю в Бога». Я повторю, что мы не имеем права им не верить. Кто мы такие, чтобы судить? Но внутри всё равно остаётся какое-то смущение и осадок, и вопрос: почему его вера ни в чём не проявляется?
Не хочется быть таким человеком. Страшно быть таким человеком. В связи с этим вспоминаются слова апостола Якова: «Покажи мне веру без дел твоих, а я покажу тебе веру от дел своих».
Вера делами доходит до совершенства. То есть вера рождает дела и делами приходит к совершенству. Верить Богу означает твердо верить Его слову и Его обещаниям. Это значит быть с Богом в завете. А завет — это обоюдные обязательства.
Мы вступили с Богом в евхаристический союз — через чашу, через Кровь Христову, через Крест… Господь говорит: «Ты сделай это, а Я обещаю, что сделаю это».
Верить Богу — это значит твердо верить во все Его обетования, говорит Григорий Палама. Какие? Господь говорил: «Не бойся, малое стадо!
Ибо Отец благоволил дать вам Царство». Господь обещает мне царство. Какое Царство? Царство Божие не есть еда и питьё, но мир и радость в Духе Святом.
Господь обещал, что будет суд. Сказал, какой суд. Сказал, по каким критериям мы будем судимы. По критериям человеколюбия и жертвенной любви, сознательно совершенной в отношении ближнего с мыслью о Христе. Чтобы через ближнего мы служили Христу.
Господь сказал, какие будут признаки второго пришествия, чтобы мы не соблазнились, не обманулись… И многое другое Господь нам обещал.
Твёрдая вера во всё, что Господь обещал, и твёрдое желание исполнить то, что Бог от нас требует — по части жертвенной любви к ближнему, по части смиренного помысла, по части
замечать бревно в глазу своём и сучок в глазу брата своего, и многое другого — это всё есть наши обязанности.
И одно дело просто верить, что Бог есть. И другое дело — переходить от стадии веры в Бога к стадии доверия Богу. Вот такие живые отношения человека и Господа являются верой Богу.
От веры рождается верность. От веры рождается уверенность. У всех этих слов «вера», «верность», «уверенность» — корень один. Уверенность — это умноженная вера, доходящая до душевных ощущений, до неких предвкушений.
Вера должна быть живая, настоящая. Об этом говорит Григорий Палама и приводит в пример жизнь Авраама.
Авраам верил Богу. Господь ему сказал, что он будет иметь сына, и в сто лет Авраам стал отцом, а девяностолетняя Сара стала кормить грудью. Став родителями, они услышали от Господа, что расплодится потомство Исаака.
А потом Господь, испытывая Авраама, повелел ему принести Исаака в жертву. И столкнулись два повеления до страшного неразрешимого противоречия.
Авраам поверил Богу и принёс жертву, и остался Исаак жив, и вменилось Аврааму в праведность. То есть он совершил великий подвиг.
Таким образом, надо переходить от теоретической, абстрактной, холодной веры в Бога к вере Богу. И тогда спасены будем!