Высокое давление также как и неправильное лечение является причиной номер 1 инсульта – нарушается питание и стенки сосудов изнашиваются, а жесткость вызывает повреждение и кровоизлияние в головном мозге, при атеросклеротических изменениях — перекрывается сосуд и развивается омертвление тканей головного мозга, а изменения необратимы.
Однажды я стала свидетелем разговора 2 женщин – одна отчитывала другую за неправильное лечение гипертонии.
Она гипертоник со стажем, все знает – препарат не тот, и врач твой не знает ничего – я пью таблетки утром, а ты почему позже, плавать нужно, прокалывать препараты для головы, а лучше системы.
Собеседница кивала и соглашалась. А я обратила внимание на спикера – в моей голове представлялась молодая активная женщина, без лишнего веса, подтянутая активная…
Первая ошибка при лечении гипертонии – стандартный подход – для всех одно и тоже – препараты, прием по расписанию утро и вечер и измерения также. Почему женщина принимала препарат не утром?
Благодаря внедрению в практику терапевта суточного мониторинга артериального давления, мы можем оценить время пиковых подъемов артериального давления, и прием препаратов рассчитать с учетом максимальной концентрации.
Вторая ошибка – поиск «лучшего лекарства» — «мне помогает, попробуй и ты, зачем ты пьешь эти, мои лучше работают».
Хорошо если такой подход выбирает ваша собеседница, хуже и опаснее, если врач идет по протоколу, без учета причины повышения назначает терапию методом подбора.
Например, первыми в списке гипотензивной терапии стоят прилы – каптоприл, эналаприл, периндоприл и т.д. На фоне приема препаратов может быть побочный эффект в виде кашля.
Если мы не знаем особенностей человека и назначаем эту группу можно спровоцировать не только инсульт, но отек Квинке – аллергическую реакцию немедленного типа и смерть от удушья. У кого есть риск?
У большинства жителей нашей страны, родственники которых в первом и втором поколении работали в полях или ведут сельское хозяйство.
Из-за воздействия мелкодисперсной пыли развивается генетический эффект и сенсибилизация, возможны проявления перекрестной пищевой аллергии, например – вы едите яблоко, а оно «комом» встало в горле или вздулся живот – это признаки сенсибилизации по брадикининовому типу и отечность слизистых.
При расспросе обязательно уточнить не только «есть ли у вас аллергия?», а определить наличие «красных флажков» сенсибилизации (один из них описан выше).
Людям с таким видом сенсибилизации противопоказаны препараты группы «прилов» от слова совсем – знает ли ваша соседка или случайная женщина о таких особенностях терапии?
Кашель на прием прилов не побочный эффект, а проявление аллергии – например, принимая каптоприл при экстренном повышении можно получить удушение.
Вернемся к собеседнице, которая решила полечить. Женщина лет 60, ожирение 2 степени с преобладанием абдоминального типа (измеряем окружность талии – для женщин критично показатель выше 85 см, для мужчин 100 см), сложно передвигающаяся.
У меня есть пациентка 85 лет – активная молодая здоровая женщина, путешествующая, занимается бегом, гипертоник на одном препарате по возрасту.
Третья ошибка – мое рабочее давление или давление по возрасту. Самое загадочное объяснение недостаточного контроля за артериальным давлением – до 70 — 120 и 80, после — 130 и 90 на плече.
Для удобства мы измеряем давление на плече. Но на теле человека в разных отделах сосудистого русла давление отличается, чем крупнее сосуд, тем выше давление. Разница составляет приблизительно 30-40 мм рт. ст.
Если на руке 140 и 90 – в аорте и ее крупных ветвях (в том числе кровоснабжающих головной мозг) 180 и 130, 160 и 100 – 200 и 140, свое можете посчитать самостоятельно.
Если разница давления на руках справа и слева выше 15 мм рт. ст., а на ногах выше на 30 мм рт. ст. – все признаки атеросклеротического поражения сосудов и риск развития инсульта увеличивается.
Бляшка может и не перекрыть сосуд, травматизация стенки из-за жесткости, перепады давления из-за нерегулярности терапии и отсутствии системного подхода, даже прием препарата не в то время, когда на постоянной основе формируется скачок, который не перекрыт ничем – создают благоприятную почву для инсульта.
Эти измерения обязательны на приеме в кабинете у врача 1 раз в неделю также, как и суточный мониторинг на старте.
Четвертая ошибка – прием по требованию или отказ от приема – нормальное принимаем, нет — не принимаем, зачем пить, если давление стабильно. Первый подпункт описала выше в третьей ошибке.
По второму – как отказаться от приема или сколько нужно принимать? Склонность к повышению артериального давления всегда стоит рядом с титрованием – дозировки, питания, физической нагрузки – терапия динамична, также как и жизнь человека.
Если давление становится ниже 110 и 80 мм рт – мы сначала снижаем дозу, а затем отменяем, при условии…
Пятая ошибка – пренебрегаем немедикаментозной коррекцией – это условие обязательно, даже если есть прием препаратов, при желании отменить препарат или перейти на комбинированную терапию в одной таблетке.
Не по стандарту – убрали соль, занимаюсь, худею. Динамика и ежедневная работа – физупражнения ежедневно 6000-8000 шагов ритмичной ходьбы ежедневно, ЛФК для снижения эмоциональной нестабильности, обучение стрессоустойчивости, питание по принципу КБЖУ, если есть лишний вес – дефицит 20% и снижение веса на 5-10% от текущего за 3 месяца от текущего.
Нет динамики в АД? Нет динамики в снижении веса? Гипертонические кризы регулярны? Это означает только одно – нет контроля за артериальным давление и риск инсульта все также велик
Автор статьи врач терапевт Елена Треско, стаж работы 15 лет в медицине, автор книги «Возьми давление под контроль. Как предотвратить инсульт и увеличить продолжительность жизни».