«Как Никита Михалков отомстил Катрин Денёв». И другие пикантные подробности кинофестивалей

Марина Липченко – бессменный директор фестиваля «Балтийская жемчужина», который уже 32 года проводится в Риге. Сегодня Марина рассказывает об удивительных людях, с которыми свела ее «Жемчужина».

В 2000 году жюри фестиваля возглавляла Катрин Денёв. В отеле Grand Palacе накануне закрытия затевался большой банкет в ее честь. Мы ждали на него и Никиту Михалкова.

Надо сказать, что несколько лет назад у Михалкова с Денев была конфликтная ситуация в Каннах, когда он решил, что именно из-за нее он не получил «Золотую пальмовую ветвь» за свой фильм «Утомленные солнцем».

Самолет Михалкова запаздывал, за полчаса до начала банкета я примчалась в аэропорт встречать его. И когда Михалков наконец вышел, стала его торопить:

– Никита Сергеевич, нужно ехать в отель, там все уже собрались.
– И Денев там?

– Да.
– Поехали в гостиницу, нужно переодеться, принять душ. Я быстро!
Мы приезжаем в отель, он уходит в номер. Жду пять минут, десять, звоню.

– Да-а! Что, Марина, торопишься?
– Да. Можно, я оставлю вам машину и на такси поеду? Я должна быть там, потому что они без меня не начнут.

– Ничего-ничего, подождут. Ты что, я без тебя не поеду! Да уже спускаюсь.
…Через сорок минут Никита Сергеевич все-таки спустился. В общем, когда мы появились на банкете, Денев уже бегала, как разъяренная львица, и все ждали нас.

Никита со всеми за ручку здоровался и обнимался, а под конец подошел к Денев, которая смотрела на него, как кобра, распушив свой капюшон. «О, Катрин!» – и обнимает ее за шею. Это было нечто – она вырывается, он ее обнимает, она вырывается…

Наконец Денев отскочила, несколько минут постояла и вдруг подошла к Леосу Караксу, который в тот момент был начинающим режиссером и смотреть на нее боялся.

Так вот, она бросается к нему, он совершенно обалдевает, и Катрин начинает ему рассказывать, какой такой-сякой Михалков.

А потом Денев сказала мне: «Я хочу уйти». Она была просто в шоке. Мне пришлось уйти вместе с ней. А Никита был очень доволен. Спрашивал у меня: «А что она тебе сказала? Ну как я?»

Хорошо, что народ не очень понял, что произошло. Почему Денев бегает, почему не начинаем. Многие были голодны и набросились на еду. А Никита, да, вышел победителем.

«Большой привет Наташе». Ален Делон

Марина Липченко и Делон. Фото из архива «Балтийской жемчужины»

Это был 1998 год, к этому времени на нашем фестивале уже побывало много суперзвезд. И мы подумали: а не замахнуться ли нам на Алена Делона? А вдруг?

И вдруг он сразу согласился. Актер приехал на открытие, где мы должны были показать фильм «Один шанс на двоих», там он играл вместе с Бельмондо.

Мы встречали его в аэропорту. Было поздно, около одиннадцати, но журналисты ждали и жаждали общаться, поэтому в VIP-зале состоялась небольшая пресс-конференция.

Были и смешные вопросы. До сих пор помню один: «Что вы думаете о латышской кухне?» Делон ответил: «Да я, честно говоря, и про Латвию-то недавно узнал. Вот благодаря этому фестивалю я впервые в вашей стране…»

Сразу после брифинга Делон вместе со своим секретарем уехал в отель De Rome, а мы с переводчицей Наташей остались, чтобы оформить его визу (тогда Евросоюза еще не было) и получить багаж.

Закончив все процедуры, мы тоже отправились в отель, оставили на ресепшене багаж и паспорт Делона. Позвонили его переводчику, чтобы сказать, что все в порядке.

Наконец мы можем отдохнуть, поскольку до этого несколько ночей не спали. Но не тут-то было. Через три минуты переводчик перезвонил и сказал, что Делон просит нас поужинать с ним.

Мы поднялись наверх в ресторан, и оказалось, что футболисты итальянской команды «Интер», принимавшие в это время участие в Лиге чемпионов, проходящей в Риге, также жили в De Rome. Специально для них в отеле открыли ночью ресторан.

Читайте также  На судебном заседании старенькой бабушке задали вопрос. От ответа судья полез под стол!

Каково же было их удивление, когда, войдя в зал, они обнаружили, что на них смотрит Ален Делон… Чуть позже появились мы с Наташей.

Как говорится, «ужин прошел в теплой, дружественной обстановке». Мы ели и общались, футболисты в основном смотрели на нас и почти не ели. Так в атмосфере абсолютного обожания мы просидели там до двух ночи.

На следующий день продолжали прибывать почетные гости, я металась между отелем и аэропортом.

Состоялась большая пресс-конференция, убегая с которой, я сказала Делону, что еду встречать  Клауса-Марию Брандауэра, поэтому на обеде не буду. На что Делон: «Брандауэр? Я не буду без него обедать!»

Клаус Мария Брандауэр. Источник фото: kino-teatr.ru

Брандауэр при встрече в аэропорту:

– Как дела?
– Все нормально!
– Заедешь к нам пообедать?

– Нет, мы не можем, вас ждет на обед Ален Делон.
– Да ладно…
– Ну правда!

– Да ладно…
– Ну правда же!
Приезжаем в отель.

Брандауэр:

– А что, я даже в номер не зайду?
– Нет!

В общем, оставив чемоданы на ресепшене, прямо с дороги мы отправились в ресторан. Там он обнимался с Делоном, и они очень тепло общались. Набежали фотографы.

Делон сказал им, что знакомство с Брандауэром для него большая честь. Брандауэр ничего не сказал, но был очень доволен. А когда я спросила у него, как давно они знакомы, тот ответил, что… с сегодняшнего дня.

Никакого райдера у Делона не было. Единственное, что он попросил – массажиста. Я боялась позвать чужого непроверенного человека и позвонила своей массажистке Рите.

– Рита, ты же с мужчинами работаешь? Сможешь сделать массаж тогда-то и там-то?
– Да, конечно.
– Окей, за тобой приедет водитель. Только ты не волнуйся, твоим клиентом будет Ален Делон.

– (Пауза) Марин, ну не смешно!
– Рита, твоим клиентом будет Ален Делон!

– (В ужасе) Что я буду делать? Как я буду это делать? Я не буду это делать! А как я буду это делать?
…Стороны подробностями не делились, но вроде бы остались довольны друг другом.

В тот год Роми Шнайдер, бывшей возлюбленной Делона, исполнилось бы 60 лет, и на «Жемчужине» мы показывали ретроспективу ее фильмов. Я показала Делону фестивальный буклет.

Источник фото: spletnik.ru

При виде фотографий Роми его глаза увлажнились, и он сказал: «Думаю, что Роми не хотела бы дожить до этого возраста, она хотела бы остаться в нашей памяти молодой».

Второй раз таким взволнованным я увидела его на открытии фестиваля. Ален выступал перед зрителями, а на экране демонстрировали фрагменты из его фильмов.

Когда он оглянулся и увидел эпизоды из фильма «Бассейн», где он обнимает и целует Роми, он начал кусать губы и не мог сдержать слез…

В тот день вечером был банкет, рано утром Делон должен был улетать, а у меня с семи утра начинался очередной очень напряженный рабочий день. Расставаясь у отеля, я сказала: «Спокойной ночи, завтра встречаемся в шесть утра и едем в аэропорт».

«Нет-нет, ты идешь отдыхать, завтра начинаешь спокойно работать, а меня проводят переводчики». Абсолютное большинство звезд стараются получить максимальный объем услуг за свою славу. Поэтому я была потрясена таким поведением самой звездной звезды.

Через год я поехала на Московский кинофестиваль. Туда (после «Жемчужины», кстати) пригласили и Делона. Пресс-конференция актера проходила в Манеже. Огромное пространство, толпы народа.

И вдруг вижу, что Делон с каким-то неимоверным количеством охраны проходит мимо. Мы замерли, пропуская их. Вдруг он поворачивается и говорит: «Марина!» Я клянусь, что никогда в жизни не могла представить себе, что такое вообще может быть. Мы обнялись.

Ну хорошо, он вспомнил меня, потому что я была директором фестиваля. Но на прощанье он сказал: «Наташе большой привет!» А на банкете несколько раз подходил к моему столику, присаживался, мы болтали. Все, кто сидел рядом со мной, просто ошалели от счастья.

Марина и Делон. Фото из архива «Балтийской жемчужины»

Вот такой он, Ален Делон. Необыкновенный. Потрясающий. Таких больше нет…

Читайте также  «Точная копия!»: сын Хабенского вырос настоящим красавцем, появилась редкая фотография наследника Юрия Шатунова

«А я всегда летаю без паспорта». Пьер Ришар

Источник фото: kino-teatr.ru

В 96-м году оргкомитет фестиваля жил в юрмальском отеле Rīgas Līcis. Рано утром мы собирались в аэропорт встречать Пьера Ришара.

Вдруг мне стучат в дверь номера: «Марина, вас срочно к телефону!» (мобильных и интернета тогда еще не было). Я прямо в бигуди (бигуди еще были) бегу на ресепшен.

– Здравствуйте, это Марина Липченко?
– Да.
– Вы знаете Пьера Ришара?

– Да.
– Вам звонят из авиакомпании SAS. Так вот, сотрудники аэропорта сняли Ришара с рейса. Можете его не ждать.

– Как сняли?!
– Он не взял с собой паспорт.

К счастью, у меня была копия его паспорта (кстати, там его фамилия состоит из четырех слов). Мы срочно отправили факс в аэропорт и очень надеялись, что это поможет. Как потом оказалось, его самолет даже задержали.

А дальше вопрос буквально завис в воздухе. В аэропорт мы собирались с целым автобусом латвийской прессы. А мы не знаем, прилетит Ришар или нет… Что делать?

Звоним и в аэропорт, и в SAS – везде отвечают, что не имеют права разглашать имена пассажиров. Звоним в VIP-зал аэропорта, где должна была проходить пресс-конференция.

– Здравствуйте, к нам сегодня должен прилететь Пьер Ришар.
– Да, у нас есть заказ.

– А вы не знаете, он прилетит таким-то рейсом?
– Мы не можем вам сообщить.

В итоге мы сажаем журналистов в автобус, едем в аэропорт, и я в ужасе представляю себе, что Ришар не появляется, а журналисты снимают, как мы стоим и разводим руками…

Приезжаем, заходим в зал. «Я вас умоляю! Может быть, нам отпустить журналистов, чтобы не было так стыдно, – или все-таки он приедет?

– Мы не можем вам сказать. Не отпускайте…
– Уф-ф!..

Главной темой встречи с журналистами и стала эта история. В общем, прямого рейса Рига – Париж тогда не было. Но в Париже Ришара пропустили на посадку.

А в Стокгольме, где была пересадка, он подошел к регистрационной стойке и сказал: «Здравствуйте, я Пьер Ришар, и у меня нет паспорта», чем страшно возмутил сотрудников аэропорта.

«А что такого? Я всегда так езжу», – прокомментировал знаменитый артист свой все-таки удавшийся полет.

Ришар был нашим гостем несколько раз. Однажды вместе с ним прилетел фотограф из журнала Paris Match. Он ходил за Пьером по пятам, а мы из его фоторепортажей узнавали, где побывал наш Ришар.

Помню, где-то около Театра русской драмы играли музыканты, Пьер начал рядом подтанцовывать, и вокруг мгновенно собралась огромная толпа. Вот же радость была рижанам!

Отдельный вопрос, как мы тогда покупали авиабилеты для звезд. Проще всего это было сделать через турагентства. Поначалу это происходило так. Я звонила и говорила, например: «Нам нужны билеты Париж – Рига и Рим – Рига. Фамилии – Орнелла Мути». – «Это шутка?»

Я повторяла: «Орнелла Мути, Мишель Мерсье, Пьер Ришар, Джина Лоллобриджида и т. д.» Мне рассказывали, что женщина, которая записывала фамилии, просто вставала в этот момент. А потом все привыкли. Приезд звезд стал обыкновенным делом.

«В туалете на полу». Наталья Андрейченко и Максимилиан Шелл

Источник фото: kino.rambler.ru

Максимилиан Шелл прилетел на фестиваль раньше своей жены Натальи Андрейченко. Его сразу окружила толпа журналистов. «Вы столько лет живете с русской актрисой, она научила вас русскому языку?»

Он говорит, что да, конечно, кое-что знаю – и вдруг выдает серию из отборного русского мата. Гробовая тишина, камеры тут же потухли, журналисты попадали.

Шелл не понял: «Я что-то не то сказал?» То есть он не знал значения этих слов, которые жена, видимо, говорила часто и в разных контекстах. Потому и запомнил. Самое мягкое из них было «старый *удак», а он, наверное, думал, это типа «мой птенчик».

Никто не решился ему сказать, он так и остался в полном неведении. Но понял, что в этом есть подвох, и все время спрашивал: «Что это было?» Мы выкручивались кто как мог и что-то плели про непереводимую игру слов.

Читайте также  Смеялся весь салон: Дочка 4-х лет уступила место бабуле в автобусе!

Чуть позже приехала Андрейченко, и, конечно, журналисты сразу стали спрашивать, откуда ее муж знает такие слова. «Это вы его научили?» – «Я ничего такого ему не говорила, не знаю, где он этого нахватался», – отвечала Наталья.

А потом была грустная история. Во время открытия Шеллу должны были вручать приз. Андрей Жагарс, в то время директор Оперного театра, в котором и происходило мероприятие, вел церемонию.

В какой-то момент ко мне подходит девочка-ассистентка и спрашивает, где Шелл, ему скоро идти на сцену. Обнаруживаю, что Максимилиана в зале нет. Мы бросились его искать. Сотрудники театра сказали, что он пошел в туалет.

Около туалета стояла дрожащая Андрейченко и говорила, что не может зайти в мужской туалет. Туда зашла переводчица и обнаружила Шелла на полу. Это был кошмар! Прибежал Жагарс, вызвал скорую и позвонил в больницу, чтобы Шелла сразу приняли.

Наталья осталась на церемонии и была возмущена, что ей не отдали приз мужа. Она не навещала его в больнице. А когда Шелл пришел в себя и мы спросили, можно ли отдать его приз жене, он сказал –нет…

Как Орнелла Мути ела ночью в номере колбасу

Источник фото: Дзен.ру

В 1995 году мы отправили приглашение на «Жемчужину», которая должна была пройти в августе, Орнелле Мути, и получили очень смешной вопрос от ее агента. Та спрашивала, какое у нас будет время года и сможем ли мы встретить звезду в аэропорту…

Орнелла приехала. Невероятной красоты женщина! С нею был также очень красивый бойфренд. Гости фестиваля жили в Rīgas Līcis.

Многие известные латвийские бизнесмены тогда сняли номер в этом отеле, чтобы жить внутри фестиваля. Тем более что в тот год ожидалось очень много звезд. И все знали, что вечером приехала Орнелла.

Утро, завтрак. Звезда сидит со своим роскошным молодым человеком, на которого публика смотрит во все глаза. А Орнелла – с хвостиком, без макияжа, просто в очках, ее никто не узнает. Появляюсь я. С разных столиков меня спрашивают: «А где Орнелла? Где Орнелла Мути?»

Кто-то шепотом, кто-то – громко. Я говорю: «Как где? За вашей спиной». Пауза, все поворачиваются открыв рты, потому что на нее никто вообще внимания не обратил. Орнелла слышит все эти вопросы, королевским жестом снимает очки, и… гости устраивают фотосессию.

На один из ужинов звезды приехали поздно вечером. У них был тяжелый день – просмотры и обсуждения, пресс-конференции, к тому же жара. Все устали и очень хотели есть, но не тут-то было. Фотографов не унять, просто гости и спонсоры тоже хотят сделать фото.

Только звезда протянет руку к тарелке, как сразу раздается щелканье фотоаппаратов. Фото жующей звезды – радость для желтой прессы и горе для артиста. Ситуация была безнадежной.

Мишель Мерсье постанывала: «Я уже пять часов на ногах! Сколько они еще будут фотографировать?»

Источник фото: Википедия

Продюсер Мишель Сейду сказал ей: «Да сними ты эти тапки». Так она и сделала. Потом взяла тарелку, положила на нее еду, и, отвернувшись к стене, поела. А молодая Мути так не могла, потому что ее снимали просто без перерыва. Она была самой красивой и самой голодной.

Орнелла стояла и говорила: «Я не могу, я хочу есть». В итоге я сказала ей, что сейчас приедет машина с охраной и куда-нибудь их отвезут. Но в Латвии – по крайней мере тогда – после девяти вечера работало мало ресторанов.

Я обзвонила массу мест, и везде сказали, что кухня уже закрыта. В общем, уехали они в отель очень злые и очень голодные. Охранник Александр очень боялся, что по пути Мути выхватит у него пистолет и убьет своего парня.

Тот уговорил Александра куда-то съездить и привезти хоть что-нибудь съестное. Тот купил в ночном магазине палку колбасы, хлеб и сыр. К счастью, никто не сфотографировал, как Орнелла Мути в платье от Армани рубала ножом эту колбасу и страстно ее ела…

Источник