Финал конкурса “Песня-83” был полон неожиданностей. Алла Пугачева выступила с дочерью Кристиной. А Юрий Антонов на Песне года появился впервые.
Зал встретил его овациями. Но главным открытием стала группа “Земляне”. Зрители кричали от восторга, даже не догадываясь, как ловко их обманывают.
Финал конкурса “Песня-83” группа “Земляне” ждала с особым трепетом. Музыкантов пригласили на съемки телевизионной версии, а значит, в канун Нового года их должна была не только услышать, но и увидеть вся страна.
К записи в концертной студии “Останкино” музыканты готовились очень основательно. Ведь это было их первое выступление на телевидении с главным хитом года. С песней “Трава у дома”.
Играть вживую на “Песне года” телевизионщики не разрешали. Зритель должен слышать чистый звук.
Поэтому артисты выступали под фонограмму. Именно фонограмма на “Песне-83” сыграла с “Землянами” злую шутку. Прежде публика понятия не имела, кто, собственно, это поет. В чей голос влюбились миллионы поклонников ВИА.
И вот теперь интрига должна раскрыться. Но перед началом съемки в группе произошла рокировка. Лицом группы выставили не исполнителя песни Сергея Скачкова, а гитариста Игоря Романова.
Фонограммы с голосом Игоря Романова просто не существовало. Стоял фронтмен (лицо группы) Романов, а звучал голос Сергея Скачкова, который в этот момент играл на клавишных. Вернее, изображал игру на клавишных.
В 1983-м скандала не случилось. Никто из зрителей о подмене не догадался. Иллюзия была полной: солирует именно Романов. Но спустя много лет обман раскрылся.
И возникло много версий, почему так произошло. Главная версия: Виноваты телевизионщики. Говорили, что Лапину не понравились усы Скачкова, которых у Романова не было.
Сам Сергей Скачков отвечает на этот вопрос уклончиво: -У меня такая версия. Это удобный ход, когда один не поет, а играет. А другой поет, но его не показывают.
Сергей Скачков и Игорь Романов не были конкурентами. Скорее наоборот: Их музыкальные судьбы постоянно переплетались.
В конце 70-х Скачков принял гитариста Романова с свою группу “Какаду”. А когда Романова пригласили в ВИА “Земляне”, тот позвал с собой Скачкова. В тот момент группа переживала уже второе рождение.
Первый состав появился в конце 60-х. Это был студенческий коллектив Ленинградского радиополитехникума. На официальных танцах играли разрешенную советскую музыку. А в остальное время — запрещенную.
Именно студенты придумали это название: “Земляне”. Играть Западную музыку было довольно рискованно. “Земляне” постоянно попадали в неприятные истории. На подпольные выступления в пригородах Ленинграда нередко наведывалась милиция.
Одна из таких облав закончилась тем, что группу приняли под свое крыло компетентные органы, чтобы было проще присматривать. Легализация в ДК имени Дзержинского оказалась на руку “Землянам”.
Теперь они могли не согласовывать своей репертуар. Им не нужно было утверждать программу и получать разрешение.
Для выступления на танцах или конкурсах достаточно было сказать, какой именно Дом культуры они представляют. Это позволяло играть музыку чуть тяжелее, чем было принято в те годы. Так продолжалось до конца 70-х.
А в 1978 году разразился конфликт с руководством Дома культуры. Музыкантам настоятельно рекомендовали пойти по проторенному пути других ВИА: Найти
композитора и начать плодотворное сотрудничество. И побольше патриотических песен. “Землянам” такой путь не понравился.
Они собрали аппаратуру и покинули стены ДК. В ДК остался администратор группы. Он решил пойти на хитрость. Решил под название “Земляне” набрать других музыкантов. Так в ДК имени Дзержинского появился новый ансамбль со старым названием.
Вновь прибывшим музыкантам достались все грамоты и призы старых “Землян”. Кто же от такого откажется.
Старые “Земляне” продолжили автономный полет, постепенно теряя популярность, пока совсем не затерялись. Но поначалу два одноименных ансамбля жили и концентрировали параллельно.
Художественным руководителем, а потом и продюсером новых «Землян» стал музыкант Владимир Киселев. Официальной датой рождения группы Владимира Киселева стала осень 1978 года. Новый состав “Землян” выстрелил практически мгновенно.
Летом 1980-го у “Землян” состоялось первое выступление на телевидении. Их пригласили принять участие в концертной программе “Здравствуй, Олимпиада”. Среди музыкантов можно было легко заметить Игоря Романова.
Но солиста как такового пока не было. А осенью того же года в группе появился Сергей Скачков. И “Земляне” обрели свой уникальный голос.
Все сложилось: блестящий исполнитель, талантливый продюсер, лучшие музыканты и уже годами завоеванная репутация настоящих “Землян”. Сильные стартовые позиции привели к абсолютному успеху. Группа уверенно набирала обороты.
А после появления песни “Трава у дома” популярность “Землян” взлетела на недосягаемую, просто космическую высоту.
Голос Скачкова в начале 80-х стал визитной карточкой “Землян”. Но с той самой записью на “Песне года” он будет ассоциироваться у поклонников с Игорем Романовым.
Несколько лет, по крайней мере, в телевизионных записях Скачков будет петь, а Романов — талантливо открывать рот.
В качестве солиста и фронтмена Сергей Скачков начал появляться только в 1986 году. Однако столько лет вокалиста держали в тени.
Отношения Скачкова и продюсера Киселева были очень неровными. У них постоянно были конфликты. Точно такой же конфликт случился и во время “Песни”. И он сказал: На первом месте будет стоять Романов. Как руководитель он имел на это право.
-Тогда, по молодости, честно говоря, мне было все равно. Я к этому абсолютно спокойно относился. Сергей Скачков.
Игорю Романову было неудобно выступать под чужую фонограмму. Хороший гитарист, аранжировщик, он и сам хорошо пел. В 1986 году он ушел из “Землян” и основал собственную группу “Союз”.
Середина 80-х — пик популярности “Землян”. Группа получила признание за рубежом. Первая премия на Международном музыкальном фестивале “Шлягер-87” в Дрездене.
Следом, в декабре того же года они первыми из отечественных коллективов выступали в Олимпийском вместе с британскими монстрами Юрайя хип.
“Земляне” буквально не вылезали из гастролей. Гастроли по стране редко обходятся без эксцессов. Если в больших городах рок уже перестал быть откровением, то в глубинке музыка “Землян” вызывала чувства, близкие к религиозному экстазу.
-Это можно сравнить только с Африкой. От радости в нас кидались камнями. Мы спрашиваем шофера: -А зачем они в нас камнями кидаются. Хлопали же, орали только что.
-Это от радости. Надо валить отсюда скорее. Сергей Скачков.
“Землянам” позволялось больше, чем другим. Пока почти все рок-группы выступали подпольно в залах максимум на сто человек, “Земляне” собирали стадионы.
В августе 1988 -го “Землян” пригласили на престижный Международный музыкальный фестиваль в Сопоте в качестве гостей. Они привезли в Польшу три песни: “Люди дорог”, “Радость и печаль”. И еще комплименты для принимающей стороны: Польский блюз.
Но накануне выступления у Сергея Скачкова поднялась температура. Видимо, только этим можно объяснить тот факт, что в ночь перед выступлением вокалист вдруг решил: песню, которую они приготовили на польском, надо исполнить на русском.
-Я попросил, чтобы мне перевели то, о чем поется в этом блюзе. И я написал текст на русском. Потом попросил, чтобы мне приклеили этот текст. Потому что я наизусть не помнил. Сергей Скачков.
Русский вариант Сергей Скачков исполнил прямо с листа, без репетиций. Несколько секунд все шло хорошо. А потом на сцене сменился свет. Он стал красным. И буквы на шпаргалке почему-то исчезли.
-И я начал петь по-польски. И тут они все как заорали. Поляки-то. Очень им понравилось.
Сергей Скачков.
Ошибку Скачкова зрители не заметили. Все решили, что так и было задумано. Зал гудел и аплодировал.
Поэтому музыканты думали, что после такого громкого успеха для них сделают исключение и наградят, несмотря на то, что они выступали вне конкурсной программы.
Но ничего подобного не случилось. “Земляне” расстроились. На банкете по случаю закрытия фестиваля Скачков столкнулся с одним из члеов жюри — польским музыкантом Чеславом Неменом.
-Чеслав, ты же музыкант. Как ты мог так? Ты же в жюри там, председателем.
-А вы как так могли?
И он рассказал мне историю о том, как он с каким-то театром ездил в Москву, и их там кинули. Сергей Скачков.
Возможно, недоразумение в Сопоте стало катализатором распада “Землян”. После возвращения на Родину музыканты не на шутку переругались.
Киселев считал, что надо менять вид группы и музыку. А музыканты считали, что они и так нравятся публике и надо оставить все как есть.
Тем более по стране шагала перестройка. И на “чесах” можно было зарабатывать огромные деньги. Сначала из группы выбыл Владимир Киселев. А через некоторое время и сами “Земляне” распались.
В том составе, в котором они пережили пик своей славы, группа не соберется уже никогда. Всему свой срок.
Но хит, под который наши космонавты покидают гостиницу и отправляются на космодром, звучит и сегодня. Песня, слова которой мы уже сорок лет помним наизусть.